Основные типы мотоциклов и классификация

На непосвященный взгляд обывателя или для типичной домохозяйки, мотоциклы все одинаковые, особенно, если их трудно разглядеть, когда они проносятся по трассе. Но на самом деле, за более чем столетнюю историю этого транспортного средства были разработаны и воплощены в жизнь до двух десятков видов или типов мотоциклов, разница между которыми довольно существенная. Часто даже человек, который считает себя фанатом этого удивительного двухколесного «зверя», может запутаться в названиях и различиях. Причин на то несколько, начиная с того, что в нашей стране до недавнего времени выпускались лишь пару видов мототехники, потому мотолюбители не имели возможности видеть все разнообразие и знать о нем.

Основные типы мотоциклов и классификация

Сейчас, когда у нас на дорогах можно увидеть раньше неизвестные типы байков, информация о них подается без должного внимания к принципам классификации, все смешивается в одну кучу. Связано это с тем, что долгое время такому вопросу вообще не уделяли внимания, а главным принципом определения типа мотоцикла был утилитарный, то есть, для чего то или иное транспортное средство предназначено. А ведь разные виды мотоциклов часто имеют приблизительно ту же функциональность, как например, турер или крузер, хоть это немного разные мотоциклы. Еще одна причина – большинство специальных терминов для обозначения разновидностей мототранспорта представляют собой заимствования из английского языка, они еще не совсем прижились в обиходе, потому возникает путаница. Часто в одном материале о видах мотоциклов мы видим названия, связанные и с массовым промышленным выпуском мототехники, и с мелкосерийными моделями, что тоже запутывает.


Как классифицируются мотоциклы


Стараясь развести по разным углам для правильной идентификации все придуманные человечеством мотоциклы, авторы материалов на эту тему, как, например, в статье Википедии, разделяют их на две большие группы. Это дорожные мотоциклы и внедорожные. Пока все правильно, так как существует большое количество типов, разновидностей и моделей, которые эксплуатируются либо на трассах, либо вне их. Но есть и такие, которые являются универсальными в этом плане, например, тяжелые мотоциклы типа Урал или Днепр, оснащаемые передним приводом для повышенной проходимости. Однако такой подход, различать дорожные и внедорожные байки, в самой общей классификации вполне оправдан.

Далее начинается самое интересное, так как в кучу при описании видов смешиваются серийные и несерийные разновидности, потому в один список попадают и чопперы, и спортбайки, хотя первые создаются индивидуально, а вторые выпускаются массово, на заводах. Тут следует заметить, что даже все та же общая статья в Википедии не дает информации о таком типе мотоциклов, как боббер, хотя это очень популярный в свое время байк с богатой историей. Возможно, потому, что его трудно вписать в базовую классификацию на дорожные и внедорожные байки.

Отдельно стоит вспомнить и принцип функциональности при определении видов мотоциклов, он очень распространен, потому байки делят на классические (универсальные), туристические, спортивные. Но и тут закрадываются признаки путаницы, так как среди спортивных есть внедорожные и дорожные модели, на что также нужно обращать внимание при описании характеристик.

Безусловно, большинство названий для видов и разновидностей мотоциклов мало что скажут даже ярому приверженцу этого вида транспорта, но немного убрать путаницу в классификации, все же, будет правильно.


Классифицируем мотоциклы по-новому


В самом начале нашей попытки по-новому классифицировать мотоциклы, стоит заметить, что кроме любительского, по сути, деления этого вида транспорта на разные виды и подвиды, существует официальная система разделения. Она применяется официальными органами для регистрации, сертификации, лицензирования, а также в профессиональном спорте, и может значительно отличаться от той, какую предлагают информационные источники. Кроме того, сами производители часто обозначают свои модели каким-то видом, чтобы выделить продукт на фоне другого. А это значит, что нет, и не может быть универсальной классификации, так что мы просто делаем ее более четкой, не претендуя на слово последней инстанции.

Итак, если отталкиваться от общей классификации мотоциклов в мощном источнике знаний, Википедии, то их можно разделить на две большие группы:

  1. Дорожные (уличные).
  2. Внедорожные.

дорожные мотоциклы

 

внедорожный мотоцикл

Стоит добавить, по нашему мнению, к этой общей картине еще один пункт, это кастомные байки, то есть, сделанные индивидуально (кастомно) под владельца, часто им самим. Делаем новый список:

  1. Дорожные (классические).
  2. Внедорожные.
  3. Кастомные.

Это самый общий подход, который предполагает наличие видов и подвидов. Давайте рассмотрим их поближе.

Дорожные мотоциклы

Синонимы для этой группы байков – уличные, не путать с классическими, так как это подвид.


Классический naked bikes мотоцикл

Классический, стандарт, родстер, в английской версии «naked bikes», то есть, буквально голый мотоцикл. Это универсальный вид байка, который появился раньше других и с успехом широко используется и сейчас, как самое обычное транспортное средство. Он лишен каких-то примечательных характеристик, выпускается иногда без ветрового стекла. Очень популярен в странах с высоким трафиком на улицах, например, в Индии или Китае как альтернатива велосипеду. Отличительной чертой этого мотоцикла является прямая посадка водителя, он не наклонен вперед, как в спортивных видах, и не откидывается назад, как в туристических.
Крузер, круизер Cruiser - тип мотоцикла
Крузер, круизер (англ. Cruiser) представляет собой мотоцикл для вальяжных неторопливых поездок по очень хорошей дороге, из-за низкого клиренса, дорожного просвета. Чаще всего он связан, даже чисто визуально, в представлении обывателя, с байкерами. Это тяжелая, мощная машина, отличительной чертой которой является V-образный руль, довольно высокий, так что при езде водитель откидывается назад, при этом выпрямляя руки. Ноги вытянуты вперед, так что поза получается характерная, узнаваемая. Не смотря на то, что само название мотоцикла (от слова круиз) намекает на длительные проездки, он не так удобен для этого, как кажется. Кроме того, он абсолютно не приспособлен для скорости, так как водитель быстро устает от неудобной позы и противостояния ветру, дующему в грудь.
Турер или туринг англ. touring - тип мотоцикла для путишествий
Турер или туринг (англ. touring, что значит тур, путешествие), этот туристический мотоцикл более подходит для длительных поездок вплоть до кругосветного путешествия, так как специально для этого придуман. Кроме более удобной посадки благодаря широкому мягкому сидению, часто с подогревом, мотоцикл этого вида имеет большой бак и множество элементов для создания комфорта. Это и щитки, и широкие крылья, и высокое ветровое стекло, и много места (сумки, кофры) для перевозки багажа. Самым большим недостатком такого мотоцикла является только его стоимость, равная цене автомобиля среднего класса, а так этот байк просто идеален. Однако, за ним закрепилось обидное прозвище вagger, комод, придуманное теми, кто считает, что мотоцикл должен быть более легким и быстрым.
Спортбайк - классический спортивный мотоцикл
Спортбайк, спортивный мотоцикл не нуждается в представлении, хотя на дороге его часто очень трудно разглядеть, можно лишь узнать по звуку. Это скоростной вид транспорта, причем, показатели скорости достигнуты за счет легкости конструкции и полного отсутствия даже намека на комфорт. Отличает гоночной байк специфическая посадка водителя, когда ноги максимально прижаты к туловищу из-за большого дорожного просвета, а корпус наклонен вперед, кажется, что ездок лежит на баке. Это позволяет уменьшить сопротивление ветру, этому способствует и наличие обтекателей, закрывающих двигатель.
спортивный туринг. виды мотоциклов
Своеобразным гибридом туринга и спортбайка является спортивный туринг, более легкий, но менее экстремальный. Его выбирают те, кто любит прокатиться с ветерком, но без излишнего рвения и с комфортом.

Внедорожные мотоциклы

Бывает, что по бездорожью лучше пробираться на двух колесах, а не четырех, потому и есть внедорожные виды мотоциклов. Большинство из них предназначено для экстремального спорта. А есть и тяжелые супер проходимые мотоциклы типа Днепр, они всегда имели утилитарное значение, так как были созданы для наших сложных дорожных условий, пользуясь в свое время большой популярностью у жителей сельской местности.
Кроссовые мотоциклы по классификации
Кроссовые или мотокроссовые, если быть более точным, само название говорит для себя, так как эти мотоциклы используются в мотогонках. Они не приспособлены для применения в роли обычного транспортного средства, так как часто даже не имеют осветительной системы, потому выезд таких байков на общую дорогу может повлечь за собой штраф.
Эндуро (англ. enduro) - мотоцикл типология
Эндуро (англ. enduro) - это разрешенный для дорог общего пользования спортивный мотоцикл, так как он имеет и освещение, и место для номерного знака. Это байк повышенной проходимости, его используют в ралли на длинные дистанции по пересеченной местности. Многие ездят на таких мотоциклах и в городской черте, он хорошо подходит, например, для курьеров, так как не боится ни ступенек, ни бордюров.
Триал (англ. trail) - тип мотоцикла
Триал (англ. trail) – это супер легкий мотоцикл с маленьким объемом двигателя и намеком на водительское сиденье, который применяется в триал гонках, то есть для экстремальной езды с препятствиями. Это могут быть и условия бездорожья, и искусственно созданные условия.

Есть и другие, менее популярные, виды спортивных внедорожных мотоциклов с узкой сферой применения, чаще всего сами производители указывают их вид и класс.

Кастомные мотоциклы

Интересно, что самый известный даже среди домохозяек вид байка чоппер (это еще и кухонный измельчитель, потому название на слуху), относится не к серийным моделям, а к кастомным, то есть, сделанным под заказ, индивидуально. Этот тип мотоцикла и другие такие же так часто воплощались в жизнь множеством фанатов мотоциклетного дела, что были выделены в отдельные виды, о которых ниже.
Чоппер англ. сhopper - вид мотоцикла
Чоппер (англ. сhopper, от слова chopped – рубить) является разновидностью крузера, но с очень яркими отличиями. Это, в большинстве случаев, несерийный мотоцикл, хотя встречаются и заводские модели. Безусловно, он также связан с субкультурой байкеров, так как именно для них и создается на основе серийного крузера. Отличительной особенностью чоппера является удлиненная передняя вилка, она может достигать в длину до 2 метров. Высокий руль не всегда увенчивается V-образный изгибом, так как до него будет не дотянуться. Дополняет общий образ – каплевидный бак, разного размера диски (передний больше заднего с разной шириной шин), минимализм в деталях.
Боббер англ. bobber - разновидность мотоциклов
Боббер (англ. bobber, что значит, коротко остриженый) – это еще один очень популярный в свое время вид мотоциклов. Возник он в те времена, когда максимально облегчить байк для гонок можно было, лишь переделав заводскую версию и сняв с нее все лишнее. Лишними оказались: переднее крыло, ветровое стекло, глушитель и даже иногда спидометр, а также все другие более мелкие элементы, не нужные, по мнению конкретного владельца. Все нужные элементы облегчались до минимума, заднее крыло укорачивалось, отсюда и название. Строгий стиль, низкий руль, диски с тонкими спицами являются яркими особенностями этой разновидности мотоциклов. Не смотря на то, что сейчас есть супер легкие спортбайки, приверженцев у боббера много, так как это самый настоящий олд скул в мотоциклетном мире. Это также прекрасный пример внедорожного транспорта, так как он хорошо справляется с грунтовыми трассами.

В окончании нашего скромного обзора заметим, что это не все типы и разновидности мотоциклов, лишь самые распространенные. Не смотря на то, что автомобиль считается более комфортабельным видом транспорта, мотоцикл не теряет популярности. Так что со временем мы, возможно, увидим его новые виды и подвиды.
 


Видео по типологии мотоциклов


Шины Мишлен для мотоциклов

Мотоциклетная шина Michelin Anakee 3

Схожий материал

История мотоциклов Индиан

Наверх