Коробка отбора мощности МАЗ

Коробка отбора мощности МАЗ – механическая коробка, которая передает часть крутящего момента двигателя к оборудованию, установленному на шасси автомобиля. Агрегат устанавливают непосредственно на КПП.

Что такое коробка отбора мощности МАЗ?

КОМ используется для коррекции скорости оборотов и изменения направления вращения вала с целью эффективного распределения ресурса двигателя.
Устройство состоит из чугунного корпуса, шлицевого вала с колесом, подвижной оси с шестерней. Запуск осуществляется из кабины машины. На вакуумных механизмах используют КОМ с вакуумным управлением.

Коробка отбора мощности МАЗ

Особенности

В отличие от демультипликаторов и раздаточных коробок, КОМ МАЗ является вспомогательным техническим приспособлением. Она не влияет на ходовые параметры, не участвует в распределении мощности от двигателя к колесам, то есть не является звеном трансмиссии грузовика в привычном смысле.
Главная функция агрегата – перераспределение мощности ДВС, передача ее части для работы допоборудования. Устройство передает крутящий момент двигателя на привод дополнительных агрегатов.

КОМ, установленная на МАЗ, способна «отбирать» у двигателя до 40% мощности (максимальный процент зависит от типа коробки), при этом принцип работы разных агрегатов аналогичен. В целом эти устройства значительно расширяют функциональные возможности автотранспорта. Они исключают потребность в установке дополнительных приводов, упрощают конструкцию машины, уменьшая количество в ней узлов и одновременно повышая надежность.

Запуск и управление КОМ МАЗ

При запуске КОМ давление в пневматическом приводе должно быть выше 650 кПа. Чтобы включить устройство, необходимо:

  • активировать сцепление;
  • нажать на «Вкл»;
  • мягко отпустить сцепление;
  • соблюдать отметку от 1200 до 1500 оборотов мотора в минуту.

После окончания работы устройства сцепление отключают, тумблер переключают на «Выкл».

Коробка отбора мощности МАЗ

Разновидности

КОМ конструктивно отличаются друг от друга:

  • количеством и расположением валов;
  • наличием/отсутствием реверса;
  • числом ступеней, передаточным отношением;
  • типом привода для управления;
  • наличием/отсутствием редуктора.


Бывают зависимые и независимые коробки отбора мощности. Зависимые устройства встроены в КПП, компактные, легкие, не отбирают у ДВС лишнюю мощность, отличаются простотой в обслуживании, но требуют большей внимательности при запуске. Агрегат стоит включать только при выключенном сцеплении и в состоянии покоя автомобиля.
Устройства независимого типа можно включать во время движения. Для автомобилей, требующих непрерывного доступа к отбору мощности, независимая КОМ является единственным возможным решением.

Как выбрать коробку отбора мощности МАЗ

Прежде чем купить КОМ на МАЗ следует убедиться, что устройство соответствует следующим требованиям:

  • расходует минимум топлива;
  • при переключении застрачивает малые усилия;
  • не способствует перерасходу мощности ДВС;
  • имеет небольшой размер и вес.

Соответствие этим критериям достигается в случае, если качество устройства подтверждено сертификатами, а конструкция соответствует конкретной модели МАЗ. Перед покупкой следует сверять маркировки старой и новой коробки, а в случае сомнений проконсультироваться у технических специалистов или менеджеров магазина автозапчастей. Большой выбор запчастей для спецтехники представлен на сайте prommashina.ru.

Установка

Энергоэффективность допоборудования будет зависеть не только от его качества, но и от правильности сборки и монтажа. Между фланцами картеров КОМ и КПП есть уплотнительные прокладки. Поэтому при установке или демонтаже КОМ необходимо убедиться в сохранности толщины уплотнителей.

КОМ монтируются слева или справа на механическую коробку передач. От расположения устройства будет зависеть направление рабочего вала и размещение насоса гидроусилителя руля. При установке необходимо регулировать расстояние между шестеренками.
После монтажа оборудования проводят контрольный запуск. При первых нескольких запусках необходимо использовать КОМ в щадящем режиме, не допуская высокого крутящего момента.

Эксплуатация и обслуживание

Чтобы КОМ работала эффективно и долго, важно соблюдать правила ее эксплуатации и обслуживания. Необходимо регулярно проверять уровень масла, надежность креплений, наличие дефектов, проводить сезонное ТО. Если на МАЗ установлена пневматическая КОМ, следует проверять уровень подачи воздуха.

Наверх