Как переключать передачи на механике

Вопрос о том, как переключать передачи на механике, является актуальным далеко не только для начинающих автолюбителей. Есть и такие, кто обучался или долгое время ездил на «автомате», а теперь владеет машиной с механической коробкой переключения передач (далее – МКПП). Соответственно, надо переучиваться. Кроме того, освоить все тонкости взаимодействия с механикой невозможно только с помощью автоинструктора и нескольких робких поездок.

Как переключать передачи на механике

Чтобы научиться использовать все возможности, которые может предоставить МКПП водителю машины, нужны годы практики. Причем осознанной. То есть, нужно не просто повторять день за днем одни и те же заученные приемы, педантично ориентируясь на стрелку тахометра или спидометра (а позже и об этом забыть, и просто ездить, скорее всего, как попало). Крайне желательно понимать, что в тот или иной момент происходит с автомобилем, и как на это влияет (или может повлиять) коробка передач.

Естественно, эта статья не претендует на полноразмерный курс обучения всем тонкостям езды на механике. Более того, даже после ее очень внимательного прочтения ваши навыки не улучшатся сразу же. Задача этого материала – как можно более проще и одновременно доступно ответить на следующие вопросы:

  1. Зачем вообще нужна коробка передач?
  2. Какие преимущества дает механика?
  3. Есть ли у МКПП недостатки?
  4. На каких оборотах переключать передачи?
  5. На какой скорости переключать передачи?
  6. Как переключать передачи на механике без рывков?
  7. Как учат переключать передачи в автошколах?
  8. Как переключать передачи и экономить топливо?
  9. Как переключать передачи и не «убить» движок?
  10. Когда просто жизненно необходимо переключать передачи «неправильно»?

Дополнительно в процессе попробуем дать кое-какие полезные рекомендации начинающим (и не только) относительно эксплуатации машины именно с МКПП. Но подчеркнем, что это всего лишь информация. Теория, основанная знаниях, мыслях, наблюдениях и практическом опыте автора. А вот получится ли у вас перенять эту теорию и воспользоваться ею на практике – зависит только от вас. Кроме того, не исключено, что вы и так уже все нужное знаете и умеете, и ничему учиться не придется вообще.

Зачем вообще нужна коробка передач

Чтобы сделать ответ на этот вопрос понятным даже для тех, кто вообще не представляет, как устроен автомобиль, начнем с самого простого, и пойдем по шагам к более сложному. Представим на время, что коробки передач нет в машине вообще. Есть только двигатель, который жестко соединен каким-то неведомым способом с колесами.

Даже если бы автомобиль был так устроен, то на нем все равно можно было бы ездить. Происходило бы это следующим образом. Пока двигатель не работает – машина стоит на месте. Если мотор запустить – крутящий момент от него предался бы на колеса, и автомобиль начал бы движение. Старт, при этом, был бы довольно резким, некомфортным и некрасиво выглядящим со стороны. Имитировать эту ситуацию можно на любом современном автомобиле с механической коробкой передач, включив первую передачу и, не выжимая сцепления, запустив двигатель.

Как мы можем ездить на таком автомобиле без коробки передач? Абсолютно так же, как строго на первой передаче. Нажимаем на педаль газа сильнее – едем быстрее. Отпускаем педаль – замедляемся. Чтобы остановиться – надо просто заглушить мотор.

Теперь немного усложним наш автомобиль, чтобы сделать его более комфортным и удобным. Добавим для этого механизм сцепления. Это механизм, который позволяет при необходимости отсоединить колеса от двигателя, или же плавно соединить их обратно. Как теперь мы сможем ездить на нашей машине? Теперь мы можем выжать сцепление, запустить мотор и, плавно отпуская педаль сцепления, заставить машину так же плавно, без рывков тронуться с места и начать движение. Чтобы остановиться – просто выжимаем сцепление. Теперь старт и остановка проходят более комфортно, и со стороны выглядят эстетично.

Наш автомобиль теперь весьма хорош, удобен, и комфортен, но чего-то не хватает. Чего же? Правильно. Мы не можем поехать быстро. Обороты двигателя ограничены, скажем 5000 об/мин, по достижении которых мы едем со скоростью всего лишь 40-50 км/ч. При этом, мотор неистово ревет, топливо расходуется, а вырабатываемый запас мощности (и ее немало) используется неэффективно.

Как мы можем улучшить автомобиль? Самый простой способ – добавить коробку передач хотя бы с еще одной передачей – второй. Сделать вторую передачу нужно так, чтобы при том же диапазоне оборотов двигателя ведущие колеса могли бы вращаться быстрее. Это не сложно – две шестеренки разного размера, и готово.

Что это нам дало? Теперь мы можем спокойно завести двигатель, выжать сцепление, включить первую передачу и плавно начать движение. Если нам надо поехать быстрее, мы можем на ходу включить вторую передачу. Также мы можем поехать медленнее или вовсе красиво остановиться.

Более того, добавление МКПП всего с двумя передачами дает нам возможность использовать машину еще в одном режиме. А именно, при движении на крутую горку. Дело в том, что на второй передачи машина едет быстро, но только пока нет нагрузки. Езда в горку – это нагрузка, которую двигатель на второй передаче может не осилить. Чтобы заехать на горку, нам достаточно переключиться на первую передачу. Она более «медленная», но за счет потери в скорости на ведущих колесах появляется больше крутящего момента.

В завершение усложним наш автомобиль еще больше, добавив пару-тройку передач в коробку. Зачем? А затем, чтобы у нас было больше доступных режимов. Чтобы мы могли подобрать нужную скорость в зависимости от крутизны той же горки. Возможно, мы захотим поехать еще быстрее, если мощность двигателя позволяет.

Добавляя в коробку больше передач, мы можем более гибко управлять скоростью вращения ведущих колес, несмотря на сравнительно узкий диапазон оборотов двигателя. Для обычного легкового автомобиля вполне достаточно 4-6 разных передач. Для тяжелого и мощного грузовика с дизельным мотором (диапазон оборотов еще меньше) этого мало, потому там может пригодиться и 12, и 16 и даже больше разных передач.

Все. Наш автомобиль с механикой теперь – идеален. Осталось только научиться им пользоваться.

Какие преимущества дает механика

Если рассматривать «каменный век» в сфере развития автомобилей, то механическая коробка передач – это неизбежность. Автоматические трансмиссии попросту еще не умели делать, поскольку это довольно сложные в технологическом плане устройства. Но ведь сегодня все изменилось. «Автоматы» не просто есть. Они бывают нескольких видов, способны работать в разных режимах, освобождая водителя сразу от нескольких манипуляций за рулем.

И тем не менее, механические коробки переключения передач не исчезли. Ими оснащаются даже самые современные автомобили последних моделей. Более того, с уверенностью можно сказать, что так будет и дальше еще много лет. Но зачем эти сложности? Почему производители не оснащают все автомобили «автоматами»? Да и пользователи ушли не дальше – почему многие из них отдают предпочтение в пользу механики, отказываясь от простоты и удобства эксплуатации автоматических трансмиссий?

Причин тому сразу несколько. МКПП по сравнению с «автоматом» имеет следующие преимущества:

  • более низкая стоимость (соответственно, и машина на механике стоит дешевле);
  • сравнительная простота устройства;
  • надежность;
  • механику проще и дешевле обслуживать и чинить;
  • при правильном использовании двигатель с МКПП расходует меньше топлива;
  • механика позволяет более гибко использовать потенциал автомобиля;
  • при определенных условиях машина с МКПП безопаснее на скользкой дороге.

Конечно, некоторые из этих преимуществ «заложить» в автоматическую трансмиссию возможно теми или иными доработками. Ее можно «обучить» быть безопасной на скользкой дороге, экономичнее расходовать топливо и так далее. Но такие пункты, как простота, надежность, гибкость режимов вождения и экономичность – еще очень долго (а может и всегда) будут оставаться за механикой.

Именно поэтому МКПП не пропала из сферы производства автомобилей, пользуется большей популярностью и более распространена. А потому – неплохо было бы знать, как переключать передачи на механике.

Есть ли у МКПП недостатки

Ну, естественно, имеются. Иначе автоматические трансмиссии не были бы столь развитыми сегодня, а все их разработки так бы и умерли в статусе концептов. Именно поэтому о недостатках механики проще говорить, если понимать, какие преимущества дает «автомат». Так и поступим.

Пожалуй, первое преимущество автоматической коробки – это упрощение процесса вождения автомобиля. И вправду – нет сразу двух органов – педали сцепления и рычага переключения передач (ну почти нет). На механике они есть, и ими не так-то просто научиться пользоваться. Это и будет первым недостатком.

Второе существенное преимущество «автомата» - это поддержка оптимальных режимов работы двигателя. Коробка передач сама «знает», когда лучше включить ту или иную передачу, дабы не расходовалось лишнее топливо, или чтобы не перегружался и не изнашивался ускоренно двигатель. На механике этому надо обучать водителя, что и является ее вторым ощутимым недостатком.

Последнее преимущество «автомата», которое для механики в руках начинающего является «камнем преткновения», это комфортабельность автомобиля, не зависящая от навыков водителя. То есть, не нужно уметь выжимать и плавно отпускать педаль сцепления, выбирать правильную передачу, машина не глохнет при неумелом старте с места, не дергается при переключениях передач и так далее. На механике же от всего этого напрямую зависит комфорт водителя и пассажиров, и этому всему надо обучаться.

На каких оборотах переключать передачи

От теории постепенно переходим к… теории, но уже практической. Вопрос о том, на каких оборотах переключать передачи – пожалуй, самый распространенный среди тех, кто учится ездить на машине с МКПП. Попробуем дать на него как можно более полный и, в то же время, понятный ответ.

Как правило, ответ на этот вопрос дается почти всегда один и тот же. Причем, весьма однозначный – следующую передачу надо включать примерно при оборотах двигателя 3000-3500 оборотов. Почему? Зачем «крутить» именно столько? Что будет, если переключаться на меньших или больших оборотах? К сожалению, найти доступные ответы на последние три вопроса сложно. Потому попробуем это сделать в рамках данной статьи.

На самом деле универсального и единого для всех случаев ответа на этот вопрос не существует. Более того, механика на то и механика, чтобы ее использовать для гибкого выбора режимов езды в зависимости от ситуации, настроения, обстановки и других факторов, а не ездить «по шаблону». Чтобы понять, о чем речь, предлагаем рассмотреть несколько вспомогательных вопросов на эту тему:

  1. На каких оборотах учат переключать передачи в автошколах?
  2. На каких оборотах рекомендуют переключать передачи производители машин?
  3. На каких оборотах переключать передачи, чтобы экономить топливо?
  4. На каких оборотах переключать передачи, чтобы не «убивать» движок?

В таком порядке на них и будем отвечать.

На каких оборотах учат переключать передачи в автошколах

Отвечать на этот вопрос объективно довольно сложно, если не невозможно. Ведь любой человек, у которого спросить от этом, обучался в автошколе всего один раз. Ну, может, больше, если по тем или иным причинам пришлось пересдавать экзамен или открывать дополнительные категории. Так или иначе, много опыта для настоящего объективного ответа тут накопить невозможно.

А ведь учат везде по-разному. Инструкторы отличаются – одни более опытные, другие ленивые, третьи говорят заученными фразами, четвертые подходят к этой теме чуть-ли не с философскими замашками. Учебные машины тоже разные – отличающиеся двигатели, коробки передач и так далее. Посему, претендовать на объективность своего ответа на этот вопрос не может никто. А это значит, что придется довольствоваться субъективной информацией.

У автора этой статьи в роли учебной машины была старая добрая «семерка». Нет, не «бэха-семерка», а та, которая ВАЗ 2107. Инструктор – средних лет мужик, явно относящийся к своей работе ответственно. В учебной машине была еще деталь, которая во время обучения повлияла на процесс переключения передач в зависимости от оборотов, а потому здесь о ней стоит сказать. Называлась она – экономайзер. Если кто не в курсе – это такой приборчик с примитивной шкалой и стрелочкой, который показывает ориентировочный расход топлива в текущий момент.

Так вот. Учили так. Независимо от того, какая передача сейчас включена, и какую надо включать – обороты двигателя по тахометру не должны выходить за пределы диапазона от 2000 до 3000. То есть, если надо ехать быстрее – «раскручиваем» мотор до 3000 оборотов в минуту и переключаемся на следующую передачу. Надо замедлиться – сбрасываем до 2000 оборотов и включаем более низкую передачу.

Примечательно то, что тот самый экономайзер действительно показывал чрезмерный расход топлива, если обороты двигателя были менее 2000, а машина едет, например, в горку. Все чин чином. Больше 3000 на учебной машине давать не приходилось, но, скорее всего, стрелка экономайзера полезла бы в красную зону и в таком режиме.

Ездит ли автор этой статьи так, как учили в автошколе? Нет. Но к этому еще вернемся.

На каких оборотах рекомендуют переключать передачи производители машин

Этот же вопрос можно рассматривать «с точки зрения мотора». То есть, если бы он умел говорить, то что бы он сказал на счет оборотов и переключения передач. Комфортно ли ему? Не испытывает ли он чрезмерных нагрузок, и не жрет ли ведрами топливо? К счастью, на все эти вопросы есть однозначный ответ, который можно по праву считать объективным и универсальным для всех случаев жизни.

Выглядит он следующим образом: переключаться на следующую передачу нужно на таких оборотах, при которых конкретный двигатель выдает самый большой крутящий момент.

Соответственно, если двигатель «не докручивать» до этих заветных оборотов, во-первых, не весь потенциал будет использован полностью, а во-вторых, следующая передача будет включена рано, и двигатель будет испытывать нагрузку, которой можно было избежать.

Если же мотор «крутить» дальше, вплоть до красной зоны, то за границей того самого максимального крутящего момента соотношение расхода топлива и вырабатываемой мощности будет уходить не в пользу кошелька автовладельца.

Сие справедливо только для обычных серийных автомобилей. На гоночных машинах двигатель рассчитан на то, чтобы его постоянно насиловали высокими оборотами, и максимальный крутящий момент у них находится гораздо дальше «на тахометре».

Так вот. У той же учебной ВАЗ 2107 этот самый максимальный крутящий момент находится как раз в районе 3000 оборотов в минуту. Но у других машин он необязательно будет именно на этой отметке. Например, на одной из машин автора эта точка находилась на 3500 оборотах в минуту. У дизельных моторов она гораздо ниже, и так далее. В любом случае, на этот критерий есть резон ориентироваться, а узнать его для конкретного двигателя можно в руководстве по эксплуатации.

На каких оборотах переключать передачи – экономить топливо и не гробить движок

Ответ на этот вопрос, если его прочитают более или менее опытные автолюбители, скорее всего, будет раскритикован. И не без оснований. А все вот почему.

Дело в том, что на механике есть возможность экономить немало топлива, если пользоваться ею, скажем так, неправильно. Все, что для этого надо, так это переключаться на более высокую передачу как можно пораньше, не дожидаясь, пока двигатель «раскрутится» до заветных «правильных» оборотов. Соблюдаться, при этом, должно только одно основное условие – двигатель не должен подвергаться перегрузкам. Иначе никакой экономии не будет.

Что же касается перегрузок, то они могут быть в нескольких ситуациях. Например, когда вы двигаетесь в горку. Если в таких условиях слабо «раскручивать» двигатель, то он будет работать с диким перегрузом, вплоть до того, что вообще заглохнет. Второй пример – двигатель старенький и изношенный, и уже не способен вытягивать нагрузки на малых оборотах. В итоге при попытке так экономить топливо машина будет дергаться, а мотор будет сжигать топливо неэффективно. Экономии, соответственно, не будет.

Теперь, опережая критиков, поговорим о том, почему этот способ экономии топлива при помощи «неправильного» переключения передач на механике – многие считают неприемлемым. Дело здесь в системе смазки двигателя, производительность которой напрямую привязана к оборотам двигателя. Масляный насос, приводимый в действие от мотора, прокачивает масло из картера вверх – до газораспределительного механизма. И вот, если обороты постоянно слишком маленькие, создаваемое насосом давление – недостаточное для того, чтобы прокачать достаточно смазки в самые верхние «закоулки» газораспределительного механизма.

Более того, помимо масляного насоса за смазку некоторых деталей двигателя отвечает центробежная сила коленчатого вала. А именно – чем быстрее он вращается, тем более плотный и насыщенный масляный туман он создает. А туман этот нужен для того, чтобы масло смогло «долететь» до стенок цилиндров, и смазать их перед тем, как вниз на очередном такте пойдут поршни.

В итоге получается, что, не раскручивая двигатель до рекомендуемых 2000 оборотов в минуту, водитель экономит топливо, с одной стороны, а с другой – провоцирует так называемое масляное голодание. Ну а оно, как известно, сулит неприятности в виде ускоренного износа трущихся деталей двигателя. Насколько этот износ ускоряется – никто никогда не проверял. Но говорят об этом всегда так, как будто лично наблюдали этот самый масляный туман и видели воочию, как металлическая стружка буквально скалывается с деталей.

В общем, экономить ли в такой способ топливо, рискуя потратить гораздо больше, чем сэкономлено, на капремонт из-за постоянного масляного голодания – дело каждого.

Автор этой статьи – экономит. Но не столько экономит топливо, сколько предпочитает, чтобы двигатель не ревел постоянно, как реактивный самолет (машина хоть и импортная, но отнюдь не новая, шумоизоляция слабая, глушитель тоже не очень тихий и так далее).

То есть, обороты поддерживаются в основном минимальные (1500-2000 об/мин), но такие, чтобы двигателю (по ощущениям водителя) было не тяжело – он не кашлял, не дергался, не вибрировал, не троил, не детонировал и так далее. Естественно, если надо ехать в горку, тащить прицеп, идти на обгон и так далее – то тогда уж, конечно, тапок, как говорится, в пол.

Возможно, кому-то будет интересно, сколько двигателей «убил» автор, попал, так сказать, на капремонт, переключая передачи на механике так «неправильно». Ответ – пока ни одного. По крайней мере, один из автомобилей пробегал в таком режиме 5 лет и намотал под сотню тысяч на одометре, не потеряв ни тяги, ни стабильности в работе. Остальные, включая текущий, эксплуатируются абсолютно так же. Кто его знает, как такие «издевательства» выдерживают другие машины, и выдержит ли ваш, но «немцам», которым 25-30 лет с момента выпуска – хоть бы что.

На какой скорости переключать передачи

Ответ на этот вопрос точно нельзя дать универсальный и однозначный для всех машин. Опять же, потому, что есть разные двигатели, еще более разные коробки передач, и так далее. Но, так или иначе, если нету на приборной панели тахометра, а ориентироваться на что-то хочется, то скорость – следующий по информативности показатель (еще можно ориентироваться на слух, если что).

Самый верный способ узнать, на какой скорости переключать передачи на конкретном автомобиле – обратиться к производителю. Напрямую, конечно, не у всех получится это сделать. Но многие из них пишут диапазоны скоростей и подходящие для них передачи в руководствах по эксплуатации. На крайний случай, можно попросить совета у более опытных водителей, посадив их за руль своей машины – они наверняка и без тахометра покажут вам, то что вы хотите узнать. Правильно ли – дело третье.

К сожалению, более точного ответа на этот вопрос дать невозможно. Не спешите также верить тем, кто пишет в Интернете что-то такое: на первой передачи разгоняемся до 25 км/ч, на второй – до вдвое большей скорости, на третьей – добавляем еще 25 км/ч и так далее. Есть большая вероятность, что вашему автомобилю и кошельку такая езда не очень понравится…

Как переключать передачи на механике без рывков

Вот на этот вопрос можно уже дать более точный и конкретный ответ. Вернее, несколько практических рекомендаций. Единственная сложность – это понять, о чем речь, и как применить полученные знания, сидя за рулем. Чтобы немного упростить задачу, дополнительно к рекомендациям хотя бы в двух словах попробуем объяснить, почему это так работает.

Приступим к разбору «полетов».

Разгон. Вы нажимаете на педаль газа, дожидаетесь желаемых оборотов, выжимаете сцепление, одновременно бросая газ, включаете следующую передачу, отпускаете педаль сцепления, и опять давите на газ. Вроде все «по книжке» сделали. Но во время этой операции машина может успеть дернуться от одного до пяти раз.

Первый раз – когда вы выжимали сцепление. Чтобы машина прошла этот момент без рывка, не спешите. Нужно подождать, пока двигатель «догонит» ваше нажатие на педаль газа, а обороты на тахометре перестанут расти. То есть, грубо говоря, нажимать на педаль сцепления нужно после того, как автомобиль перестал ускоряться. Если же не дождаться этого момента, происходит резкий перепад между ускорением и замедлением (пока двигатель отключен от ведущих колес, пока вы там возитесь с рычагом переключения передач).

Второй рывок – может произойти, если выжимание сцепления и бросание газа неправильно синхронизировано. Например, вы, сами того не замечая, вроде бы отпустили газ и начали жать на сцепление одновременно. Но если двигатель реагирует на педаль газа молниеносно, то в механизме сцепления есть определенная задержка – разъединение мотора и ведущих колес происходит после того, как педаль пройдет примерно 1/3 своего хода.

Третий рывок – может происходить, когда вы уже включили передачу и отпускали педаль сцепления. Делать это нужно не мешкая, но и не резко. Не так плавно, конечно, как когда вы трогаетесь с места – это будет слишком долго в данном случае. Но и бросать педаль не следует. С опытом на этом этапе приходит навык – педаль половину пути возвращается быстро, потом отрезок немного медленнее, и потом отпускается полностью. И все это менее, чем за секунду. И без рывков.

Четвертый рывок – может происходить, если за тот промежуток времени, пока вы переключались и манипулировали со сцеплением, обороты двигателя слишком «упали». Тогда вполне естественно, что подключенная к нему коробка передач – «подтянет» эти обороты выше, а вы получите рывок. Чтобы этого не происходило, нужно, во-первых, быстрее переключаться, но это приходит только с опытом. А во-вторых, обороты можно ведь «подтянуть» самостоятельно при помощи педали газа. Этот прием, к слову, без тренировки – тоже, вряд ли, получится сразу.

Пятый рывок – может происходить уже не на разгоне, а во время замедления с переключением на пониженные передачи. Например, если не сбросить скорость до оптимальной, бросить газ, выжать сцепление, включить пониженную передачу и отпустить сцепление – то теперь ситуация будет похожей на описанную выше. Скорость автомобиля все еще большая, а обороты двигателя могли «упасть», что при отпускании сцепления (да еще и за счет изменившегося передаточного числа в коробке передач) приводит к принудительному «подтягиванию» оборотов. Мотор в итоге ревет, машина дергается и так далее. Исключается этот рывок аналогично, как и при разгоне – путем заблаговременного поднятия оборотов при помощи педали газа.

Последний вопрос и краткий итог

В процессе эксплуатации автомобиля есть целый ряд ситуаций, когда просто жизненно необходимо в буквальном смысле наплевать на правильное переключение передач:

  • переключаться нельзя на железнодорожных переездах;
  • если диапазона оборотов хватает для выполнения всей процедуры обгона на одной передаче – так надо и делать, не переключаясь в процессе на встречной полосе;
  • при движении в горку – передачу лучше выбрать и включить перед ней, а не в процессе подъема (на затяжных подъемах понижать часто приходится больше одного раза, чему тоже надо учиться);
  • при движении с горки тоже лучше не переключаться лишний раз;
  • на скользкой дороге более безопасными будут низкие обороты, особенно на заднем приводе;
  • повороты тоже следует проходить на одной и той же передаче, независимо от того, какие там обороты (естественно, подобрав и включив правильную передачу заранее);
  • иногда, чтобы крайне быстро ускориться, полезно переключиться на пониженную передачу и дать побольше газу, используя запас двигателя по оборотам и мощности.

Даже несмотря на столь внушительный объем рассмотренного материала – в нем удалось описать далеко не все тонкости вопроса – как переключать передачи на механике. Но уже этой информации будет достаточно, чтобы немного подтянуть свой уровень, выработать свой стиль, ездить плавно, с комфортом для себя и своих пассажиров. Остальное – придет с опытом.

Схожий материал

Как выбрать зимние шины. Выбирай лучшие и не переплачивай!

История шин Nokian / Нокиан

История шин Vredestein / Фредештайн

Основные типы мотоциклов и классификация

10 правил перехода с зимней резины на летнюю

Лучшая технология шумоизоляции дверей автомобиля

Как правильно настроить зеркала заднего вида на легковом автомобиле

Автомобиль бьет током при выходе – почему так происходит и что делать?

Почему не работает датчик дождя?

10 способов устранить запах в салоне автомобиля

Боббер как мотоцикл и символ

Можно ли «прикуривать» машину – 10 разных способов и возможные последствия

Передний или задний привод – объективное сравнение и распространенные мифы

Плюсы и минусы полного привода

Как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля

Как правильно ездить на автомате – рекомендации и мифы

7 способов поднять клиренс автомобиля и стоит ли это делать

Что лучше – автомат или механика – бородатые мифы и реальность

Наверх