Передний или задний привод. Объективное сравнение и распространенные мифы

Наверняка многие согласятся с тем, что в автомобильной сфере сложно найти больше разногласий, чем в теме – передний или задний привод. Что лучше? Какой машиной сложнее управлять – переднеприводной или заднеприводной? Какой вариант более предпочтительный для начинающих водителей? А еще же есть вопросы о надежности, сложности и, как следствие, стоимости обслуживания и ремонта. Некоторые приводят даже такие аргументы, как вес и расход топлива. И так далее.

Какой машиной сложнее управлять – переднеприводной или заднеприводной

Цель этой статьи – как можно более объективно сравнить передний и задний привод по нескольким критериям, а также аргументированно развеять пять распространенных мифов по этому поводу. Поможет в этом гора изученного материала из Интернета, маленький социальный опрос среди друзей и знакомых автомобилистов, а также личный опыт автора.

Вероятнее всего, если у вас уже сложилось какое-либо мнение (или вам его навязали) относительно того, что лучше – передний или задний привод, статья не сотворит чуда. После ее прочтения вы, скорее всего, так и останетесь верны своим субъективным убеждениям. Как ни странно, переубедить в таком простом вопросе невозможно даже тех, кто никогда не ездил ни на заднем, ни на переднем приводе, а только собирается что-то покупать. Поэтому расценивайте этот материал как пищу для размышлений, не более того.

По поводу личного опыта автора… Многие наверняка согласятся, что личный опыт является куда более ценным в плане информативности и достоверности, чем статьи в Интернете, написанные ради того, чтобы заполнить сайт. Так вот. У автора за весь стаж вождения было 4 автомобиля – два с передним приводом, и столько же с задним.

Опыт езды есть не только по сухой дороге. Рыхлый снег, который никто и не собирался расчищать, снег, под которым вода на льду, просто наледь на асфальте, песок, грунтовка после проливного дождя – и все эти прелести пройдены на разных приводах. Так что, поделиться есть чем.

Критерии сравнения переднего привода с задним

Как правило, основной спор между любителями заднего или переднего привода сводится к одному и тому же – проходимости и заносам. Собственно говоря, практика тоже показывает, что именно в этом, по большому счету, и заключается самая ощутимая для рядового автовладельца разница между двумя конструкциями.

Но разница – это ведь не показатель того, что лучше, а что хуже. К примеру, между дизельным и бензиновым моторами тоже есть разница. Но что из этого лучше, или хуже? Если разобраться, абстрагировавшись от предубеждений, то объективно – ни первое, ни второе. Что бензин, что дизель – справляются со своей работой, тянут автомобиль, периодически ломаются, жрут топливо и деньги. Но только по-разному. Так вот, с приводами все то же самое.

Именно поэтому, чтобы сравнить передний и задний привод хоть более или менее объективно, придется рассмотреть их не только в плане проходимости и склонности к заносам. Предлагаем сделать это по следующему набору критериев:

  1. Особенности конструкции.
  2. Объективные преимущества.
  3. Значимые недостатки.
  4. Особенности вождения автомобиля.
  5. Мифы.

Что касается объективности автора… Естественно, на данный материал, в теории, как-то должен был повлиять личный опыт, о котором сказано выше. Но, забегая немного наперед, скажем честно, что этого не произошло. Более того, когда выбирался для покупки текущий автомобиль, о том, какой там у него привод – задний или передний, и какой лучше – никто не думал. А это о чем-то таки должно говорить.

Передний привод

На сегодняшний день этот вариант является более распространенным, если рассматривать только серийные легковые автомобили низкого и среднего ценового диапазона. Тенденция меняется только в сегменте с дорогими и статусными машинами и серийными суперкарами. Наблюдается эта тенденция еще с 70-х годов прошлого века. Именно в эти времена переднеприводные автомобили пошли в массы. До этого их было крайне мало, так как у конструкторов достаточно долго никак не удавалось передать крутящий момент на передние колеса без существенных потерь в надежности, себестоимости и управляемости.

Особенности конструкции

Подробно рассматривать этот вопрос не будем, так как эта информация не очень поможет ответить на главный вопрос – что лучше – задний или передний привод. Для этого нужна только суть переднеприводного автомобиля: двигатель, сцепление, коробка передач и приводные валы – находятся под капотом.

У этой конструкции есть несколько вариантов исполнения. Двигатель может быть расположен физически перед ведущей осью, за ней, и над ней. Чаще всего силовой агрегат установлен поперек кузова автомобиля, поскольку так проще «доставить» крутящий момент до ведущих колес. Хотя продольное расположение тоже встречается.

Из конструктивных особенностей переднего привода нам пригодится следующая информация:

  • В отличие от заднеприводного автомобиля, у переднеприводного отсутствуют такие детали и узлы, как карданная передача и редуктор.
  • Соответственно, только за счет этой особенности вес автомобиля без затрат и нанотехнологий автоматически уменьшается на 5%.
  • Также эта конструктивная особенность добавляет свободного пространства в салоне.
  • Благодаря отсутствию заднего редуктора есть возможность увеличить глубину багажного отделения.
  • Если же «пожертвовать» свободным пространством в салоне и багажнике, можно сделать кузов более компактным.
  • Поскольку самая тяжелая «деталь» машины располагается над ведущей передней осью, она лучше прижимается к дорожному покрытию, чем задняя.
  • Предыдущая особенность сразу же пропадает, если на задний ряд салона садится три пассажира.
  • Эта же особенность не просто пропадает, а вообще «уходит в минус» во время интенсивного старта или разгона на первой передаче – передняя часть кузова поднимается, и сила прижима ведущих колес к дороге уменьшается.

Пожалуй, этого будет достаточно. Если вы знаете еще какие-либо конструктивные особенности переднеприводного автомобиля, которые влияют на его преимущества или недостатки – добро пожаловать в комментарии под статьей.

Объективные преимущества

Для начала кратко рассмотрим, что такое объективные преимущества. В отличие от чисто субъективных плюсов, которыми чаще всего оперируют в спорах на тему – что лучше – передний или задний привод, объективные основанные не на чьем-то личном мнении, а на реальных фактах. То есть, например, на конструктивных особенностях, которые рассмотрены выше. Остальные преимущества – это, по большей части, субъективные мифы, которым тоже будет уделено внимание.

Итак, объективные преимущества переднего привода:

  • немного «проще» конструкция;
  • компактность;
  • больше свободы в плане дизайна кузова;
  • меньший вес (важное ли это преимущество – разберем позже немного);
  • более благоприятное распределение веса автомобиля при нормальных условиях движения.

И это все, друзья. Остальные, якобы преимущества, это не более, чем субъективные мнения или мифы. Основные из них развеяны ниже.

Значимые недостатки

По аналогии с преимуществами выведем несколько недостатков переднего привода, которые несложно объяснить, опираясь на конструктивные особенности. Опять же, надуманные и преувеличенные минусы, основанные на субъективных мнениях, пока что опустим. В разделе про мифы им самое место, где вы их и сможете найти.

Что же касается значимых и легко доказуемых недостатков переднеприводного автомобиля, то они такие:

  • чем компактнее конструкция, тем она сложнее в исполнении, обслуживании и ремонте;
  • отсюда следует, что ремонт переднеприводного автомобиля по части трансмиссии обходится, в среднем, дороже;
  • в экстремальных условиях из-за расположения двигателя на ведущей оси у автомобиля возрастают шансы стать неуправляемым;
  • во время резкого старта и, как следствие, снижения прижимной силы на ведущих колесах, большинство крутящего момента уходит в никуда;
  • частично по этой причине мощные автомобили не делаются переднеприводными.

По объективным преимуществам пока что это все. Если что-либо важное упущено – дополняйте в комментариях. Не исключено, что на основании вашего комментария будет дополнен данный раздел статьи.

Особенности вождения переднеприводного автомобиля

Это, пожалуй, самый трудный вопрос, поскольку особенности (читайте – сложности) вождения с автомобиля с передним приводом во многом зависят от стиля, опыта, навыков, страхов и прочих «характеристик» отдельно взятого водителя. Поэтому, для начала выберем только такие особенности, которые больше зависят не от прокладки между рулем и сиденьем, а от конструктивных особенностей машины с приводом на передние колеса.

Каким бы приводом не был оснащен автомобиль, ездить на нем можно в следующих основных режимах:

  • Старт.
  • Разгон.
  • Движение по прямой.
  • Маневрирование.
  • Торможение – абсолютно не зависит от привода (если пока что не трогать ручник), потому здесь, наверное, лучше рассмотреть преодоление трудных участков дороги.

Стиль и манера езды, а также состояние дорожного покрытия с ходу расширяет этот список, как минимум, втрое, а то и в четверо. А если добавить сюда еще и отличия переднеприводных автомобилей – разные кузова, баланс веса, наличие или отсутствие вспомогательных систем, тип и состояние шин и так далее – список будет практически бесконечным. О навыках и страхах водителей лучше вообще промолчать.

Если же смотреть на все это дело максимально объективно, что по представленным выше пяти пунктам можно выделить следующие особенности вождения автомобиля с передним приводом:

  1. Старт. Если дорожное покрытие сухое и твердое, а стартовать плавно – ничего особенного не происходит. Машина начинает движение. Если дать лишнего по педали акселератора и резко отпустить сцепление – ведущие колеса сразу же потеряют зацепление с дорогой из-за того, что передняя часть кузова приподнимется. Но, что важно, машина будет начинать движение прямо, не рыская по сторонам. На скользкой дороге вышеописанное усугубляется.
  2. Разгон. Каким бы интенсивным не был разгон на переднем приводе, за стабильность машины переживать не стоит – она будет безотказно ехать туда, куда направлены ведущие колеса. Собственно говоря, эта особенность поведения переднеприводного автомобиля используется опытными водителями для выхода из случайного заноса.
  3. Движение по прямой. Когда дорога ровная – никаких особенностей нет. Даже если резко поддать газу – машина «не собьется с курса». Собственно, вывести из равновесия ее можно только при помощи резких вращений рулевого колеса или экстренным торможением. Некоторые особенности возникают при движении в горку. Здесь не в пользу водителя работает смещение веса и снижение зацепа ведущих колес. При неумелых действиях можно потерять динамику движения. Но есть и плюс – курс автомобиля, при этом, останется прежним – куда ведущие колеса, туда и все остальное.
  4. Маневрирование. Если на переднем приводе перед поворотом недостаточно сбросить скорость, то уже в самом его начале можно остаться без зацепления передних колес с дорогой, что закончится путешествием в кювет или отбойник. Зато на выходе из поворота можно смело поддавать газу, не боясь внезапного заноса кормы. Ну и, о выводе машины из заноса, наверняка, знают даже начинающие – газу побольше, а руль крутим туда, куда хотим, чтобы машина ехала. Пожалуй, многие согласятся, что это одна из главных принципиальных отличительных особенностей вождения переднеприводного автомобиля по сравнению с заднеприводным.
  5. Преодоление трудных участков. Или проходимость, вокруг которой так много споров. Говорить по этому пункту что-либо объективное – такое себе занятие. Неблагодарное. Наверное, никак не удастся переубедить владельцев переднеприводных машин, что по проходимости их ласточки практически ничем не лучше, чем заднеприводные. Поэтому, не будем.

Лучше расскажем быстренько занятную историю из жизни… Есть переднеприводный автомобиль без каких-либо вспомогательных систем. Иномарка. Есть также озерцо, к которому надо преодолеть два километра грунтовой дороги. Погода – шепчет. Рыбка клюет вяло. И вдруг – тучи сгущаются, начинает капать дождик, а клев активизируется…

Здравый смысл говорит – сматывай удочки и бегом домой. Рыбацкий азарт – не пускает. И вот дождь уже такой, что упомянутая выше дорога за пять минут превращается в болото. Ехать домой? Какое там. Передний привод ну никак не желает везти домой, вязнет, сваливается на обочину, а потом и вовсе встает колом… М-да. Хваленую переднеприводную машину пришлось оставить ночевать возле озера, а на следующий день забирать при помощи трактора МТЗ-80.

Продолжение этой истории смотрите в разделе про задний привод…

Задний привод

Какие у нас есть неоспоримые факты про задний привод? Первые автомобили все поголовно были заднеприводными, что, собственно, не странно, если учитывать уровень развития технологий. То есть, так было не лучше. Просто по-другому не умели делать. Следующий факт – такая компоновка доминировала вплоть до 70-х годов прошлого века, несмотря на то, что первая машина с передним приводом появилась в 30-х годах того же века.

Сегодня – заднеприводных автомобилей в низком и среднем ценовом диапазоне гораздо меньше, чем переднеприводных. Доминируют они в сегменте статусных и дорогих машин, а также в тех, для которых большой кузов является особенностью дизайна или данью традициям модели. Задний привод также доминирует в серийных спорткарах. Причем, не только потому, что при такой компоновке проще передавать крутящий момент дороге, а потому, что двигатель часто располагается сзади, и в переднем приводе вовсе отпадает всякий смысл.

Особенности конструкции

По аналогии с передним приводом рассмотрим только объективные конструктивные особенности заднеприводного автомобиля:

  • Присутствует карданная передача и редуктор (если, конечно, мотор расположен по классике – спереди, а не сзади).
  • Упомянутые узлы и детали добавляют примерно 5% веса автомобилю.
  • В салоне неминуемо присутствует шахта для карданного вала.
  • Глубина багажного отделения – здесь момент неоднозначный, как показывает реальный опыт.
  • Чтобы уместить карданный вал под салоном (а также часть коробки передач), приходится либо увеличивать кузов, либо делать более тесными условия для водителя и пассажиров.
  • Поскольку двигатель находится спереди, у не загруженного заднеприводного автомобиля ведущие колеса прижимаются к дороге не всегда наилучшим образом (подчеркнем – не всегда).
  • Как и в переднем приводе, эта особенность изменяется в противоположную сторону, если загрузить багажники и посадить с салон пассажиров.
  • И, наконец, в отличие от переднего привода, задний по-другому работает при резких стартах и интенсивных разгонах – сила прижима при этих условиях увеличивается.

Опять же, если вы знаете какие-либо другие, важные для этой конкретной темы, конструктивные особенности заднеприводного автомобиля – поделитесь ими в комментариях ниже.

Объективные преимущества и значимые недостатки

Начнем, в этот раз, пожалуй, с недостатков:

  • конструкция немного «сложнее»;
  • трансмиссия занимает много места;
  • свобода в плане дизайна этим ограничивается;
  • больший вес;
  • более благоприятное распределение веса автомобиля при экстремальном вождении.

Как видите, ни слова об управляемости и проходимости, так как это больше субъективные особенности.

И вдогонку преимущества:

  • несмотря на то, что конструкция более сложная, в ремонте она гораздо проще, чем у переднеприводных машин (в том числе, благодаря лучшему доступу к узлам);
  • стоимость ремонта, соответственно, меньшая в среднем;
  • при резком старте и ускорении зацеп ведущих колес автоматом улучшается за счет «приседания» задней части кузова;
  • в экстремальных условиях из-за более выгодного распределения веса у водителя больше шансов не потерять управление;
  • через задний привод эффективнее передается мощный крутящий момент.

Все. Остальное – мифы и субъективные ощущения.

Особенности вождения заднеприводного автомобиля

Теперь осталось разобраться с особенностями вождения заднеприводного автомобиля в разных режимах, и можно закругляться:

  1. Старт. На сухой дороге заставить пробуксовывать ведущие колеса на заднем приводе не так-то просто (нужна и мощность, и газу надо от души дать, и сцеплением отработать правильно). На скользкой или даже мокрой дороге заднеприводный автомобиль и резкий старт – это весьма опасно, так как корму сносит в сторону.
  2. Разгон. То же самое – при неумелом использовании педали газа можно увести машину в занос.
  3. Движение по прямой. Аналогичная особенность. Движение по скользкой дороге в горку требует особого внимания, так как шансы на пробуксовку ведущих колес с последующим сносом кормы повышаются.
  4. Маневрирование. Чтобы не потерять управление при выполнении поворота на заднеприводном автомобиле, нужно знать две вещи. Во-первых, не стоит давить на педаль газа. Во-вторых, нужно выбирать правильную скорость, иначе может снести передние колеса.
  5. Преодоление трудных участков. Как уже было сказано выше, объективности в этом вопросе добиться невозможно, потому оставим без комментариев. Лучше продолжим начатый ранее рассказ из жизни.

Еще не забыли историю про озерцо, рыбалку и грунтовку, размоченную ливнем?.. Как показала практика, жизнь ничему не учит, а потому ситуация повторилась через несколько лет с очень завидной точностью. Разница была только в том, что автомобиль теперь был заднеприводным. Тоже без заумной вспомогательной электроники. Тоже иномарка…

Хуже ли показал себя в данной конкретной ситуации задний привод, как ему, якобы, и положено? А вот и нет. Абсолютно было все так же – спустя полчаса возни и нецензурных слов машина была оставлена на ночевку возле озера. Забралась абсолютно так же, как и переднеприводная несколько лет назад – с помощью трактора…

Но и это еще не все интересное в этой истории. Когда беда случилась первый раз, и на второй день проводилась эвакуация переднего привода при помощи трактора, возле озера стояла машина, которой до дождя тут не было. Она преспокойно сюда доехала по болоту, и по ее владельцу было явно видно, что об обратном пути он никак не беспокоится. Хотите знать, какой привод был у той машины? Многие, наверное, уже догадались. Это была обычная Нива, у которой, как известно, привод – на все четыре колеса…

Так что, те, кто на вопрос, какой привод лучше – передний или задний, отвечают – полный, на все 100% правы…

Если же кто-то подумает – да ну какая же тут объективность – болото, оно потому и называется непроходимым, что оно болото. Но напомним, у автора были автомобили и с передним, и с задним приводом, и опыт езды есть не только по грязи, для которой легковые седаны, в принципе, не рассчитаны. Но абсолютно такие же выводы получаются и в случае с рыхлым снегом, и с песком, и с наледью. Нет абсолютно никаких преимуществ ни у заднеприводного, ни у переднеприводного автомобиля в этом плане. Все зависит от ситуации и опыта вождения…

Мифы о переднем и заднем приводах

Этот раздел намеренно был вынесен подальше за пределы объективного сравнения заднего и переднего приводов, чтобы даже при большом желании читателю не удалось смешать мифы с реальной жизнью. Кроме того, этот раздел задуман не для того, чтобы добавить преимуществ или недостатков какому-либо приводу. Он больше для тех, кто из-за текущих убеждений (своих или навязанных кем-то) вынужден отказываться от покупки того или иного автомобиля только потому, что у него привод неподходящий.

Такое было с автором этой статьи… За неимением реального опыта очень долго пришлось настраиваться на «риск» покупки заднеприводного автомобиля. А ведь он и по дизайну нравился, и по состоянию не имел нареканий, и, самое главное, по имеющемуся бюджету был доступен. Собственно, изменить свое мнение относительно приводов до покупки так и не удалось. Решающими стали другие перечисленные факторы…

А когда приобретался очередной автомобиль, то о приводе, его якобы недостатках и преимуществах, даже и мыслей не было. Опыт уже показал, что между задними ведущими колесами и передними – отнюдь не пропасть, и это не самое главное в обычной машине не для трековых гонок или другого спорта.

Миф №1. Для новичков лучшим является передний привод

Данный миф живет за счет особенностей вождения заднеприводного автомобиля (которые некоторыми интерпретируются, как непреодолимые сложности). Однако, как уже должно быть понятно даже тем, кто никогда и за рулем то не сидел – это только лишь особенности, а не 100-процентная беда. Освоить технику езды возможно, что на заднем приводе, что на переднем. И вот это уже 100% проверенный факт.

Миф №2. Заднеприводные автомобили более комфортные

Миф живет за счет того, что якобы часть дерганий и рывков автомобиля сглаживается длинным карданным валом, который еще и соединяется через резиновую деталь. На самом же деле эта особенность конструкции никак на комфортабельность машины не влияет. На фоне других факторов, например, убитая ходовая, сильно накачанные колеса, неумелые действия водителя и так далее, сказываются на комфорте куда более значительно.

Миф №3. Переднеприводные автомобили более экономичные

Тот, кто придумал эту чушь, вероятно, руководствовался подобием логического мышления. Да, у переднеприводного автомобиля нету весьма тяжелого кардана и редуктора. Остальное – все такое же. Но, простите. Вес этих двух деталей настолько незначительный на фоне общей массы автомобиля, что о какой-либо экономии топлива даже рассуждать глупо.

Кроме того, этот миф нереально доказать на практике, поскольку не бывает двух идентичных автомобилей, различающихся исключительно приводом. Как доказать, что расход выше (или ниже) именно из-за привода? Если знаете – поделитесь.

Миф №4. Зима и задний привод – это сущий ад

Этот миф один из самых популярных. Чтобы его развеять, рекомендуем сделать следующее. Спросите хотя бы у пятерых владельцев машин с передним и задним приводами – что хуже зимой. Только не у новичков, а у более или менее опытных. Пять из пяти обладателей переднего привода с пеной у рта будут утверждать, что у них и проходимость по снегу выше, и из сугробов проще вылезать, и на скользкой дороге легче не потерять управление…

А что ответят владельцы машин с задним приводом? А они спокойно скажут, что нет никакой разницы, причем, легко смогут доказать это на практике. Исключением будут только те, у кого не получилось пока что освоить вождение автомобиля. Но позже и они научатся…

И это речь идет только о тех автомобилях, у которых нету набора электронных систем активной безопасности. Если же имеется антипробуксовочная система, система курсовой устойчивости и электронная блокировка дифференциала – разницы между передним и задним приводом не заметят даже самые «внимательные».

Миф №5. На переднем приводе нельзя «дать угла»

Возможно, для многих этот миф покажется несущественным. Но, тем не менее, упомянуть его в статье на тему приводов просто непозволительно. Естественно, если говорить о затяжных управляемых заносах, то заднеприводный автомобиль для этих задач предрасположен лучше. Но если сильно хочется кому-то что-то доказать, эффектно проехав участок пути боком, то передний привод этому делу никак не мешает. Волшебная палочка по имени ручник – вам в помощь. Только не на дорогах общего пользования, пожалуйста.

Итоги – какой привод объективно лучше

Что же имеем по итогу всего вышесказанного – передний или задний привод? А по факту имеем немало мифических достоинств и недостатков, которые к обыденной жизни автомобилиста не имеют, в общем-то, никакого прямого отношения. Фактом также остается то, что научиться преодолевать трудные участки и не терять управление на скользкой дороге можно на любом автомобиле – будь то хваленый передний привод, или же окутанный мифическими сложностями задний.

Схожий материал

Как выбрать зимние шины. Выбирай лучшие и не переплачивай!

История шин Nokian / Нокиан

История шин Vredestein / Фредештайн

Основные типы мотоциклов и классификация

10 правил перехода с зимней резины на летнюю

Лучшая технология шумоизоляции дверей автомобиля

Как правильно настроить зеркала заднего вида на легковом автомобиле

Автомобиль бьет током при выходе – почему так происходит и что делать?

Почему не работает датчик дождя?

10 способов устранить запах в салоне автомобиля

Боббер как мотоцикл и символ

Можно ли «прикуривать» машину – 10 разных способов и возможные последствия

Как переключать передачи на механике

Плюсы и минусы полного привода

Как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля

Как правильно ездить на автомате – рекомендации и мифы

7 способов поднять клиренс автомобиля и стоит ли это делать

Что лучше – автомат или механика – бородатые мифы и реальность

Наверх