Плюсы и минусы полного привода

Если вы ищете краткий и универсальный для всех случаев жизни список плюсов и минусов полного привода – это в корне неправильных подход. Почему? Во-первых, такого списка вы никогда не найдете, потому что его невозможно составить. Во-вторых, это такой тип трансмиссии, который далеко не так однозначен, как, например, передний или задний привод. В-третьих, плюсы и минусы полного привода во многом зависят от того, в каких условиях оказался автомобиль. Ну и, наконец, в-четвертых, от умения использования этого типа трансмиссии зависит то, получите вы от нее преимущества или, наоборот, столкнетесь с неожиданными для вас недостатками.

Плюсы и минусы полного привода

Несмотря на все вышесказанное, разобраться в плюсах и минусах полного привода не так уж сложно. Главное – хотя бы в общих чертах знать, какими бывают трансмиссии с приводом на все колеса, как они могут работать, и в каких условиях проявят все свои преимущества и недостатки.

Задача этой статьи – помочь в этом разобраться тем, кто ранее только слышал о полноприводных автомобилях, но в суть технологии не вникал. После ознакомления с представленным материалом вы будете знать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие бывают основные полноприводные трансмиссии?
  2. Как они работают?
  3. Какие есть плюсы и минусы полного привода разных конфигураций?
  4. Как отличающиеся по типу полные приводы ведут себя в разных условиях?
  5. Чем принципиально отличается полноприводный автомобиль от заднеприводного и переднеприводного?
  6. Какие есть машины с полным приводом, и с каким именно?
  7. Стоит ли вам покупать полный привод?

Также буквально несколько строк уделим не очень популярной технологии полного привода, но, все же, существующей и применяющейся на серийных автомобилях. Чисто для расширения кругозора.

Три основных вида полного привода

Из всего многообразия технологий полноприводных трансмиссий были выбраны только три по той причине, что все остальные – это почти то же самое, только в разных комбинациях. То есть, для более или менее полноценного понимания сути полного привода, а также осознания его плюсов и минусов, изучать все внедренные инженерами инновации обычному автолюбителю особого смысла нет. Это нужно разработчикам, профессиональным механикам и, возможно, диванным экспертам (чтобы было что написать в комментариях).

Посему, рассмотрим подробно только следующие три распространенные конфигурации:

  1. Подключаемый полный привод – он же «part-time», непостоянный полный привод, или выборочный (не путать с многорежимным или селективным).
  2. Постоянный полный привод – он же «full-time».
  3. Селективный полный привод – он же «selectable», а также многорежимный полный привод.

Знакомиться с ними будем по следующей простой схеме: что из себя представляет, чем принципиально отличается, плюсы и минусы полного привода, а также популярные марки и модели, в которых рассмотренная технология внедрена.

Подключаемый полный привод

Эта схема полного привода является самой простой, а, следовательно, и самой надежной. Но каких-либо сверх чудес от нее ожидать не стоит. Вся ее суть должна быть понятна из названия. В автомобилях с такой трансмиссией постоянно крутящий момент от двигателя передается только на одну ось. В зависимости от модели такими постоянно ведущими колесами могут быть как передние, так и задние. Последний вариант встречается чаще, так как он более практичный в плане обслуживания и ремонта.

Собственно, полный привод может подключаться вручную, когда, по мнению водителя, он поможет преодолеть сложный участок дороги. При этом, важно понимать, что подключаемый полный привод реализован таким образом, что все четыре колеса взаимосвязаны между собой жестко. То есть, независимо от дорожных условий, поворота руля и так далее – все четыре колеса вращаются с одинаковой скоростью.

Как это работает на бездорожье? При включенном полном приводе на таких автомобилях все колеса «молотят» одинаково, независимо от того, какое покрытие находится под каждым из них. Например, если три колеса наедут на очень скользкую поверхность (лед, рыхлый снег, грязь), а одно останется на более или менее твердой поверхности, то именно последнее и «вытянет» машину из этой ситуации.

Исходя из этого, получается, что такой полный привод абсолютно недопустимо использовать на нормальных дорогах с твердым покрытием. Это приведет не только к повышенному износу покрышек, но также может в один миг вывести из строя всю трансмиссию. Также из принципа работы подключаемого полного привода следует, что для обеспечения лучшей динамики и управляемости – технология не подходит.

Плюсы полного привода «part-time»

Собственно, достоинств у полного привода подключаемого типа не так уж и мало:

  • сравнительная простота устройства;
  • возможность существенно увеличить проходимость автомобиля при необходимости;
  • неприхотливость при правильной эксплуатации;
  • невысокая стоимость обслуживания;
  • не особо повышает шумность в салоне (по крайней мере, не выделяется на фоне остального шума);
  • идеально подходит для периодического преодоления участков с грязью, размокшей глиной, песком, рыхлым и затвердевшим снегом.

В некоторых ситуациях подключаемый полный привод позволяет избежать проблем при движении в горку по сколькому покрытию. Там, где передний или задний привод не «вытащит», подключенный полный – увеличит проходимость в полтора-два раза.

Минусы полного привода «part-time»

«Благодаря» относительной простоте, подключаемый полный привод имеет несколько недостатков:

  • системой придется управлять вручную;
  • наличие подключаемого полного привода не дает никаких преимуществ на скользких дорогах, где скорость движения – приличная;
  • трансмиссия этого типа, будучи забытой во включенном положении, может привести к серьезным поломкам;
  • подключаемый полный привод не имеет ничего общего с повышением управляемости, динамики, поворачиваемости и безопасности;
  • наличие раздаточной коробки и других элементов вспомогательного моста утяжеляет автомобиль;
  • соответственно, хоть и незначительно, повышается расход топлива.

В завершение стоит отметить, что даже за столь примитивную систему полного привода при покупке автомобиля, все равно, придется немного переплатить. Стоит ли оно того – зависит от предполагаемого режима эксплуатации. Часто ли вам понадобится полный привод, который эффективен только в глубокой грязи?

Марки и модели машин с подключаемым полным приводом

Справедливости ради следует сказать, что истинный подключаемый полный привод – это, скорее, дань прошлому. Встречаются они, конечно, и в более или менее современных автомобилях. Но, это либо дешевые китайские копии легендарных американских или европейских внедорожников, или же машины с не совсем «честными» подключаемыми приводами.

Из известных моделей, которые, несмотря на свой возраст, пользуются популярностью среди любителей бездорожья и по сегодняшний день, можно отметить две машины. Первая, это, конечно же, Jeep Wrangler. Знаменит этот автомобиль, в том числе, тем, что после его появления многие пользователи начали обзывать «джипами» абсолютно все, что имеет схожие очертания кузова. Да и супер-способности таким автомобилям тоже нередко приписываются, хотя многие из них увязают в двухсантиметровом слое снега или грязи.

Второй, не менее легендарный автомобиль с подключаемым полным приводом – это японец Nissan Patrol. Это излюбленная модель охотников, рыбаков, егерей и других, кому машина нужна преимущественно для «лазания» по настоящей брутальной грязи, а не для понтов. Часто «снимается» в кино.

Постоянный полный привод

В данном случае о конфигурации полного привода само за себя говорит его название. Суть «постоянства» такой трансмиссии в том и заключается, что крутящий момент от двигателя передается на все колеса, независимо от условий эксплуатации автомобиля. При этом, следует понимать, что по умолчанию колеса полноприводной машины, в отличие от подключаемого привода, могут вращаться с разной скоростью.

Последняя особенность имеет как свои преимущества, так и недостатки. В частности, если автомобиль с постоянным полным приводом без блокировки дифференциала попадает на неравномерное дорожное покрытие, то с проходимостью могут возникнуть серьезные проблемы. Грубо говоря, будет получаться так, что, то колесо, которому дорога «сопротивляется» менее всего, будет неистово буксовать, тогда как остальные – стоять на месте, как приклеенные.

К счастью, упраздняется этот недостаток очень просто. Для того, чтобы автомобиль с постоянным полным приводом не обездвиживался на труднопроходимых участках, он оснащается механизмом, блокирующим все колеса (либо одну ось). В результате трансмиссия начинает работать по аналогии с подключаемым полным приводом, что и позволяет пролезть через грязь, рыхлый снег и так далее.

По большому счету, полный постоянный привод – это отличная технология для улучшения динамических характеристик автомобиля, а не его проходимости. Именно поэтому, трансмиссии данного типа чаще встречаются на серийных мощных машинах, славящихся быстрым разгоном «до сотни», улучшенной управляемостью при прохождении поворотов и другими мелкими аспектами.

Плюсы полного привода «full-time»

Подытожим все вышесказанное кратеньким списком плюсов постоянного полного привода:

  • далеко не самая сложная конструкция;
  • существенно увеличивается динамика автомобиля;
  • при умелых действиях повышается управляемость на скользкой дороге;
  • возможно прохождение поворотов на более высоких скоростях;
  • более эффективным оказывается торможение двигателем;
  • повышенная безопасность машины, в целом.

Справедливости ради стоит отметить, что весь набор плюсов полного привода этого типа доступен не на всех моделях, где он реализован. Дело в том, что между одинаковыми по своей сути трансмиссиями за счет доработок и внедрения вспомогательных систем – поведение автомобиля может кардинально изменяться.

Минусы полного привода «full-time»

Здесь вполне можно обойтись кратким списком:

  • повышенная шумность трансмиссии;
  • дополнительный вес;
  • увеличенный расход топлива;
  • заметная разница в стоимости автомобилей;
  • сравнительно невысокая надежность;
  • дорогой ремонт;
  • непредсказуемость поведения машины при определенных условиях.

Аналогично, как и с преимуществами полного привода «на постоянной основе», часть его недостатков может быть нивелирована за счет тех или иных технологических решений.

Марки и модели машин с постоянным полным приводом

Несмотря на то, что постоянный полный привод плохо подходит для полноценных внедорожников, в таких моделях он, все же, не редкость. В качестве наиболее наглядного примера можно привести хотя бы отечественную Ниву. Это та, которая ВАЗ-2121. Многие, наверное, знают, что в трансмиссии этой машины реализована принудительная блокировка дифференциала, благодаря которой можно временно существенно повысить проходимость.

Гораздо более интересным примером автомобиля с постоянным полным приводом является немец Audi Quattro с одноименной фирменной системой распределения крутящего момента между ведущими колесами. История этой машины очень богата и разнообразна, а начало свое берет аж в далеком 1980 году. Несмотря на то, что изначально модель позиционировалась, как чисто раллийная, завоевала она немалую популярность и среди обычных автолюбителей.

Следующая, не менее легендарная и титулованная машина с постоянным полным приводом – это Subaru Impreza WRX с фирменной трансмиссией AWD. Аналогично немке этот японец за долгие годы своего существования успел и на раллийных гонках прославиться, а также стать почти объектом для поклонения многочисленных фанатов. Тем более, что постоянный полный привод подкреплен в этой машине еще и довольно нетипичным для серийных моделей оппозитным двигателем.

Селективный полный привод

Селективный или многорежимный полный привод является по мнению многих автолюбителей наилучшим вариантом среди всех доступных на сегодня. Основное преимущество технологии заключается в ее гибкости и универсальности. По сути, водитель автомобиля с селективной трансмиссией сам может выбирать, как именно будет предаваться крутящий момент от двигателя на колеса.

То есть, в зависимости от комплектации, привод может быть включен в режиме на одну ось, на две, с блокировкой колес, и без нее. Кроме того, в современных автомобилях присутствует возможность настроить трансмиссию еще более гибко. И, хотя, с одной стороны, это является неоспоримым преимуществом, в жизни нередки случаи, когда такой обширный выбор режимов приводит к полному обездвиживанию автомобиля в, казалось бы, элементарных ситуациях.

А все потому, что на селективном полном приводе необходимо учиться ездить. Прежде всего, нужно понимать, что происходит с автомобилем и его колесами в разных ситуациях, на разных дорожных покрытиях и при разных скоростях движения. Неправильно подобранный вручную режим – это почти всегда гарантия либо потери управляемости, либо застрявшая намертво машина, или, что еще хуже – нереально быстрый износ дорогостоящих в ремонте узлов трансмиссии.

Естественно, это не означает, что стоит бояться селективного полного привода. Абсолютно во всех современных автомобилях, оснащенных такой трансмиссией, предусмотрены автоматические и адаптивные режимы, значительно упрощающие управление даже для тех, кто ранее не сидел за рулем полноприводной машины. «Умная» электроника с помощью многочисленных датчиков самостоятельно следит за текущей ситуацией по многим критериям, и так же самостоятельно «раздает» имеющийся крутящий момент между колесами.

Если же вы, все же, имеете непреодолимое желание самостоятельно решать, в какой режим трансмиссии включать, вот несколько базовых правил для начинающих:

  • Если дорожное покрытие сухое, то в полном приводе нет никакой необходимости. Переключив трансмиссию в режим привода на одну ось, вы сэкономите и топливо, и ресурс автомобиля.
  • На скользкой дороге – снегу, льду, каше и легкой грязи – наилучшим будет полный привод с блокировкой дифференциала. Собственно, часто в подобных условиях вполне можно обойтись приводом на одну ось, но с заблокированным дифференциалом, чем и пользуются успешно и недорого владельцы некоторых заднеприводных автомобилей.
  • На жестком бездорожье, помимо включенного полного привода с блокировкой дифференциала хорошим решением будет также использование режима с пониженной передачей. Это дополнительно повысит проходимость слишком сложных участков, сводя к минимуму бесполезную пробуксовку колес.

Кроме того, к любому серийному автомобилю с многорежимным полным приводом с ручным управлением легко можно найти дополнительные полезные рекомендации по поводу управления трансмиссией непосредственно от производителя. А еще – получите ли вы от полного привода плюсы или минусы – очень сильно зависит от вашего же опыта, приобретенного ощущения автомобиля, понимания происходящего и многих других факторов, почерпнуть из текста которые невозможно.

Плюсы полного привода «selectable»

В сухом остатке имеем следующие плюсы многорежимного полного привода:

  • повышенная проходимость (при умелых действиях);
  • при наличии «умной» электроники машина «прощает» многие ошибки водителя;
  • в некоторых конфигурациях значительно повышается управляемость;
  • а также поворачиваемость;
  • устойчивость;
  • стабильность.

В общем и целом, этот вид трансмиссии имеет абсолютно все предпосылки еще долгое время оставаться в трендах, поскольку сочетает в себе все преимущества и прелести полного привода.

Минусы полного привода «selectable»

Отдавая предпочтение автомобилю с многорежимным полным приводом, не будем забывать и о таких его весомых недостатках, как:

  • высокая стоимость автомобиля при невзрачных прочих показателях;
  • довольно ограниченный выбор моделей;
  • на вторичном рынке сложно найти «не убитую» машину с селективным полным приводом (по вполне понятным причинам их часто топят в воде, перегружают, насилуют и так далее);
  • увеличенный вес;
  • повышенный расход топлива;
  • крайне высокая стоимость ремонта и обслуживания.

Естественно, для многих желающих обзавестись полноприводным автомобилем, эти недостатки не являются сколь-либо весомыми. А часть из них не побеспокоит несколько лет, если купить новую машину с салона, с гарантией и прочими приятностями.

Марки и модели машин с селективным полным приводом

Несмотря на сказанное выше о том, что выбор моделей весьма ограничен, он, все же, не такой, как в сфере электромобилей. Единственный момент, который надо учитывать, это то, что представленные ниже машины с селективным приводом довольно разные. В том числе, и в том, что касается их трансмиссий. Поэтому, если вы решили подойти к выбору действительно осознанно, придется отдельно изучать еще и особенности той или иной модели.

Ну а, выбрать, собственно, есть из чего:

  • Mitsubishi Pajero.
  • Jeep Grand Cherokee.
  • Nissan Pathfinder.
  • Toyota 4Runner.
  • Kia Mohave.
  • Toyota Rav 4.

Если вы знаете еще какие-либо более или менее популярные в нашей стране автомобили с селективным полным приводом – делитесь своими знаниями в комментариях под статьей.

Наглядное сравнение полного привода с передним и задним

Если представленный выше материал показался вам чрезвычайно сложным, и не помог понять конкретные преимущества и недостатки полного привода, возможно, поможет более наглядная таблица ниже. В этой таблице очень кратко, и только по базовым критериям, сравниваются полноприводные автомобили с заднеприводными и переднеприводными.

Критерий сравнения

Полный привод

Задний привод

Передний привод

Влияние типа привода на стоимость автомобиля

Заметно повышает стоимость машины

Немного повышает стоимость машины

Практически не отражается на стоимости автомобиля

Надежность трансмиссии при разных видах привода

Потенциально самая ненадежная

Самая надежная из всех

Надежность страдает

Сложность и стоимость обслуживания трансмиссии

Сложно и дорого

Просто и дешево

Может быть дорого из-за компактности

Относительный расход топлива

Повышенный даже при отключении полного привода

Немного повышен из-за веса дополнительных узлов

Теоретически самый экономичный вариант

Проходимость по бездорожью

При умелом использовании наилучшая

Многими воспринимается, как самая плохая

Чуть лучше, чем никакая

Проходимость по рыхлому снегу

Отличная, если это не разблокированный дифференциал

Без системы блокировки дифференциала самая плохая

Сильно зависит от условий, но считается лучшей, чем у заднего привода

Проходимость по гололеду

Высокая при умелых действиях водителя и подходящем типе

Плохая, а при неумелых действиях еще и опасная

Не превосходная, но, хотя бы, безопасная

Управляемость

Отличная, но в некоторых ситуациях может иметь место плохая информативность руля

Самая сложная в освоении, но при наличии опыта достаточная

Считается легкой в освоении и безопасной в зимнее время года

Изнашиваемость покрышек

Усиленно изнашиваются все четыре шины (кроме подключаемого полного привода)

Больше изнашиваются шины на задней оси

Больше изнашиваются шины на передней оси

Совместимость с мощными двигателями

Наилучшая совместимость благодаря распределению крутящего момента на все колеса

Высокая мощность хоть и передается только на одну ось, но за счет «приседания» при разгоне улучшается зацеп

Абсолютно несовместимые вещи, поскольку переднеприводный автомобиль при разгоне «задирает нос», и зацеп ведущих колес стремится к нулю

Когда стоит покупать

Чаще всего полноприводные автомобили покупаются для поездок по бездорожью, хотя есть варианты и более универсальные

Практически бесполезный транспорт для бездорожья, а также иногда сложно осваиваются навыки вождения начинающими

Не годится для бездорожья, но для новичков считается самым наилучшим вариантом

Ассортимент доступных моделей

Крайне ограниченный, особенно, если учесть разные типы полного привода

Чаще встречается на дорогих и статусных автомобилях, хотя и на средних по цене тоже имеются

Самый распространенный вариант среди низкого и среднего ценового диапазона

Обратите внимание на то, что в колонке об автомобилях с полным приводом не указаны типы этой трансмиссии. А между тем, от конфигурации зависит очень многое, включая и стоимость, и применяемость для разных типов дорожного покрытия, и проходимость, и управляемость, и другие аспекты. Частично все это описано выше – в особенностях, плюсах и минусах разных видов полного привода. Вполне возможно, что после ознакомления с представленной таблицей (хоть она и слишком относительная, и условная) полный привод перестанет быть для вас желаемым, и вы остановитесь на чем-либо из классики.

Автор никоим образом не пытается разубедить гнаться за плюсами полного привода. Цель статьи – объективная информация; а задача – дать понять начинающим автолюбителям, что полноприводный автомобиль не является гарантией сверх проходимости и супер-устойчивости на скользкой дороге.

Автомобили с условным «полным приводом»

В качестве разгрузочного материала предлагаем немного познакомиться с попытками конструкторов создать альтернативный полный привод. В качестве примера применения этой технологии выступает японский легковой автомобиль Nissan Tiida серии Latio. В этой модели реализована довольно своеобразная система полного привода, которая называется e-4WD.

Суть ее заключается в следующем. Сам по себе данный автомобиль – полноценный переднеприводный вариант. Однако на заднюю ось может дополнительно передаваться крутящий момент от электродвигателя. Питается не от аккумуляторов, как в гибридах, а непосредственно от генератора основного силового агрегата. Характерной особенностью системы является то, что работает этот «полный привод» не постоянно.

Электродвигатель подключается в работу в автоматическом режиме по мере того, как начинают пробуксовывать передние ведущие колеса. Таким образом, задние колеса, как бы, помогают передним ведущим преодолевать трудный участок пути. После того, как пробуксовка на основной ведущей оси исчезает, электродвигатель автоматом отключается.

Кроме того, система срабатывает только на минимальных скоростях, а при существенном разгоне уже не включается даже при пробуксовке. Судя по отзывам владельцев этой чудо-машинки «помощи» от такого полного привода не стоит уже после преодоления скорости 30-40 км/ч. Также этими же пользователями было отмечено, что для успешного преодоления скользких и других труднопроходимых участков к управлению машиной надо приспособиться. Обычная техника, справедливая для полноценного механического полного привода в данном решении не эффективна.

Краткие итоги

Первое, что необходимо запомнить про полный привод – плюсы и минусы этой трансмиссии далеко не всегда однозначны. Очень часто полноприводный автомобиль покупается под влиянием маркетинговых уловок, без вникания в суть и принцип работы. В итоге пользователь получает машину, которая и обошлась дорого, и по ремонту затратная, и топливо жрет, и резину, а преимущества полного привода не ощущаются.

С другой стороны – полноприводный автомобиль, если его правильно подобрать под конкретные цели, естественно, проявит немало преимуществ. Кто-то не останется в грязном болоте, воспользовавшись подключаемым вторым мостом. Кто-то сможет показать лучшие результаты там, где требуется динамичный разгон. А кто-то будет более уверенно и безопасно себя чувствовать на покрытой наледью или рыхлым снегом дороге общего пользования. Только все эти автолюбители будут разными – и полные приводы у них тоже будут немного неодинаковыми.

Схожий материал

Как выбрать зимние шины. Выбирай лучшие и не переплачивай!

История шин Nokian / Нокиан

История шин Vredestein / Фредештайн

Основные типы мотоциклов и классификация

10 правил перехода с зимней резины на летнюю

Лучшая технология шумоизоляции дверей автомобиля

Как правильно настроить зеркала заднего вида на легковом автомобиле

Автомобиль бьет током при выходе – почему так происходит и что делать?

Почему не работает датчик дождя?

10 способов устранить запах в салоне автомобиля

Боббер как мотоцикл и символ

Можно ли «прикуривать» машину – 10 разных способов и возможные последствия

Как переключать передачи на механике

Передний или задний привод – объективное сравнение и распространенные мифы

Как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля

Как правильно ездить на автомате – рекомендации и мифы

7 способов поднять клиренс автомобиля и стоит ли это делать

Что лучше – автомат или механика – бородатые мифы и реальность

Наверх