Как правильно ездить на автомате - рекомендации и мифы

Вопросом о том, как правильно ездить на автомате, задаются по разным причинам. Кто-то только собирается покупать автомобиль с АКПП. У кого-то «умная» коробка уже отказала, и возник вполне логичный вопрос – что я сделал неправильно. Ну а кто-то проездил на автомате определенное время без проблем, а позже столкнулся с каким-либо особым режимом эксплуатации, окутанным мифами и страшилками.

Как правильно ездить на автомате акпп

Задача этой статьи – как можно более обширно рассказать простыми словами о том, как правильно ездить на автомате в самых разных режимах, а также развеять несколько распространенных мифов на эту тему. В том числе, даны исчерпывающие ответы на следующие вопросы об АКПП:

  1. В чем заключаются основные отличия АКПП от МКПП?
  2. Какие преимущества дает автомат?
  3. Есть ли у АКПП недостатки?
  4. Нужно ли прогревать автомат перед началом движения?
  5. Как трогаться на АКПП?
  6. Как правильно ездить на автомате?
  7. Как тормозить на АКПП?
  8. Как ставить машину с автоматической коробкой на парковку?
  9. Как работать с педалями на автомате?
  10. Как ездить на автомате в гололед?
  11. Как пользоваться АКПП в пробках и на светофорах?
  12. Как ездить на автомате в ручном режиме?
  13. Можно ли буксировать машину с АКПП?
  14. Можно ли ездить с прицепом на автоматической коробке?
  15. Чего на автомате делать не стоит?

Этот перечень – не полный. Поэтому, если в списке не оказалось интересующего вас вопроса, то это не значит, что в статье нет по данному поводу никакой информации. Некоторые особенности эксплуатации машины с автоматической коробкой переключения передач упоминаются попутно – к примеру, про замену масла в АКПП сказано немного в разделе про то, чего на автомате делать не стоит, и так далее.

Основные отличия автомата от механики

Ключевым отличием АКПП является ее «способность» самостоятельно переключать заложенные в нее режимы в зависимости от того, что происходит в данный момент с автомобилем. К примеру, чтобы тронуться на автомате, не нужно при помощи педали сцепления отсоединять двигатель от трансмиссии, что является необходимостью в случае с МКПП. В движении ничего переключать тоже не нужно – коробка сама «понимает» с какой нагрузкой работает мотор, с какой скоростью движется машина, и так далее. На основании множества факторов АКПП «выбирает» нужные режимы, и самостоятельно их «включает».

Однако все вышесказанное вовсе не означает, что автомат – полностью… автоматический. Коробка все-равно «не знает», хотите ли вы ехать, или стоять на месте. Ей также нужны «подсказки», если режим движения не является стандартным. Например, когда нужно преодолеть участок дороги со спусками и подъемами, автомату нужно об этом «сказать». Не лишним будет «осведомить» ее и о вашем намерении прокатиться по гололеду, с прицепом, на буксире, с максимально возможным ускорением и прочем.

Чтобы у водителя была возможность «передавать» все эти пожелания автоматической коробке передач, в ней предусмотрены соответствующие предустановки, либо же режимы работы. Только правильный их выбор позволит АКПП корректно отработать текущую ситуацию, выжав из двигателя максимум, где нужно, или отобрав у него мощность в самом щадящем режиме. Набор основных предустановок у разных автомобилей – не отличается. Различными могут быть только дополнительные функции, без которых, в принципе, можно и обойтись. Но если они есть – машина с ними становится более гибкой в плане управления. Экономит топливо и ресурс двигателя, когда это возможно, либо добавляет динамики, где без этого никак нельзя.

Посему, любое знакомство с АКПП стоит начинать с изучения предусмотренных в ней режимов. Это позволит использовать все возможности автомата по максимуму. А поскольку у разных автомобилей режимы эти могут не совпадать, здесь рассмотрим только основные, которые есть везде, а также парочку дополнительных, встречающихся часто:

  • DRIVE – как правило, обозначен буквой D, и предназначен для движения вперед в обычном режиме. Кроме того, в этом положении могут работать и другие, заложенные в коробке передач, режимы.
  • REVERSE – обозначается буквой R, а нужен для того, чтобы «заставить» машину ехать задним ходом.
  • NEUTRAL – соответствует положению селектора на букве N, а означает нейтральную передачу. В этом режиме машина всегда стоит на месте, независимо от воздействия на педали тормоза и газа. Также следует помнить, что в положении N автомобиль может двигаться накатом. То есть, его можно толкать, буксировать, и так далее. Оставлять машину с включенной нейтральной передачей без активированного ручного тормоза – нельзя. Может укатиться.
  • PARKING – обозначается буквой P, а включает режим парковки. В таком положении коробка передач блокирует ведущие колеса.
  • DRIVE 2 – если есть, то обозначается, как D2, а включает режим езды на пониженных передачах. Используется для эффективного преодоления крутых подъемов, а также в случае необходимости торможения двигателем на затяжных спусках.
  • LOW – обозначается буквой L, а включает режим, при котором автомат использует только одну или две первых передачи. Предназначена данная предустановка для езды по бездорожью с крайне маленькой скоростью. На некоторых АКПП есть возможность выбора режима L с цифрами 1 и 2 (используется только первая или вторая передачи), что еще больше расширяет гибкость в настройках коробки передач.
  • SNOW – обозначается либо буквой S, либо пиктограммой в виде снежинки, а включает режим для езды на скользкой дороге. По сути, автомат в этом режиме «дозирует» крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса, дабы те не буксовали зря, если покрытие дороги скользкое. Также считается, что езда в этом режиме более экономичная по топливу, но использовать его круглогодично не рекомендуется.
  • OVER DRIVE – включается при помощи кнопки с буквами OD, а предназначен для активации повышенных передач, как правило, если их в коробке больше трех. Соответственно, если эту кнопку отжать – коробка будет отрабатывать только на пониженных передачах, обеспечивая высокую динамику при малых и средних скоростях движения.
  • SPORT – режим предусматривает более агрессивную езду. Грубо говоря, коробка в этом режиме «позволяет себе раскручивать» двигатель до верхних оборотов, выжимая из него побольше лошадок.

Есть у автоматических коробок и другие режимы, но встречаются они реже, а потому почитать о них лучше в руководстве про эксплуатацию конкретного автомобиля. В том числе, АКПП могут оснащаться режимами для экономичной езды, движения с нагрузками, разными видами торможения двигателем и так далее.

Плюсы АКПП

По-настоящему достойных упоминания плюсов, которые дает автоматическая коробка передач, всего два. Первый – это простота управления автомобилем. В отличие от той же механики, водителю не нужно заботиться о том, как правильно переключать передачи, на какой скорости, при каких оборотах, под какой нагрузкой и так далее. Кроме того, отсутствует педаль сцепления, мастерству взаимодействия с которой на механике надо обучаться, а потом еще тренироваться.

Что же касается мнения, что автомат для начинающего является более предпочтительным – то это ни что иное, как миф. Несмотря на простоту, на машине с АКПП, все равно, придется учиться ездить, если вы, конечно же, планируете выезжать дальше идеальных условий тренировочной площадки или ровной прямой. Естественно, многие ошибки начинающих автоматическая коробка передач «проглотит» и «простит», хоть и с ущербом для своего ресурса. Но все же… Механика за аналогичные ошибки «наказывает» намного жестче. Иногда до слез.

Второй неоспоримый плюс автоматической коробки передач заключается в ее способностях увеличивать ресурс двигателя. Дело в том, что силового агрегата очень важными факторами является нагрузка, которая зависит от правильно подобранной передачи крутящего момента на ведущие колеса в зависимости от того, что происходит с машиной. И если на механике об этом постоянно вынужден заботиться водитель, у которого не всегда есть навыки и понимание происходящего, то автомат этими операциями занимается самостоятельно.

Если вы знаете еще какие-либо существенные достоинства АКПП – напишите о них в комментариях под этой статьей.

Минусы АКПП

Многие из вас наверняка слыхали о том, что у автоматической коробки передач очень много недостатков. Вполне возможно даже то, что именно знание об этих минусах являются причиной, по которой вы до сих пор ездите на механике, хотя возможность обзавестись машиной с АКПП – была. Естественно, переубеждать здесь никто никого не будет. О реальных недостатках автомата расскажем честно. Но не будем забывать и о мифах, а также о преувеличениях, большинство из которых были надуманы и усилены теми, кто ни разу не сидел за рулем автомобиля с автоматической коробкой.

Итак, настоящие и преувеличенные минусы у АКПП можно вспомнить такие:

  • Высокая себестоимость. Это реальный недостаток, из-за которого автомобили с АКПП стоят немного дороже, чем аналогичные модели на механике. Однако подчеркнем, что именно немного, а не на порядок, как говорят некоторые.
  • Ненадежность. Это по большей части миф, чем реальный недостаток. О ненадежности автомата очень часто говорят те, кто эксплуатировал автомобиль с такой коробкой небрежно или неправильно, из-за чего она, естественно, приказала долго жить. Поверьте, в реальной жизни немало есть примеров, когда АКПП держится молодцом, если ее используют с умом, обслуживают и не насилуют.
  • Повышенный расход топлива. Зачастую об этом недостатке говорят так, как будто на автомате присутствует дичайший перерасход бензина или солярки. На самом деле это не так. Если, к примеру, на механике не очень уметь ездить правильно, то топлива на машине с ней можно тратить даже больше, чем на аналоге с автоматом. Более того, современные автоматические коробки почти все поголовно оснащаются различными экономичными режимами, пользуясь которыми грамотно, можно и не заметить какого-либо перерасхода топлива вообще. Если же вы постоянно будете использовать так называемый «кик-даун», топить в спортивных режимах, путать тяговые режимы со скоростными, и ездить принципиально агрессивно – тогда и вы начнете говорить о прожорливости своей машины, виня в этом АКПП.
  • Дорогостоящее обслуживание. Опять же, здесь работает аналогичный принцип – если коробку убивать (намеренно или по незнанию), то ее содержание, естественно, будет обходиться крайне дорого. Если же эксплуатировать автомобиль так, как на это рассчитывает производитель, каких-либо мега ударов по своему кошельку вы вряд ли ощутите. Многие автолюбители, владеющие на протяжении десятилетий только машинами на автомате, вообще не знают, что такое ремонт АКПП.
  • АКПП не гибкая в плане выбора режимов движения. Этот недостаток вполне справедлив, но не всегда. Например, если вы будете ехать на автомате с включенным экономичным режимом, то вполне понятно, что на какую-либо, захватывающую дух и прижимающую к креслу, динамику – рассчитывать не стоит. Да, в некоторых ситуациях машина с АКПП более «тупая», чем аналог на механике. Но это только тогда, когда условия сравнения равные, а водитель автомобиля на механике умеет ею пользоваться.

Аналогично, как и с преимуществами – если знаете о каких-либо еще серьезных и реальных недостатках автоматической коробки переключения передач – делитесь своими знаниями в комментариях под этой статьей.

Прогрев автомата – миф или необходимость?

Если честно, то автор этого материала до момента подготовки данной статьи о какой-либо крайней необходимости прогрева АКПП не слыхал. Но на одном из ресурсов в процессе подготовки была найдена целая инструкция, как это делать правильно. Написано там было примерно следующее:

  1. В режиме автомата P запустите двигатель.
  2. Прогрейте двигатель 3-4 минуты.
  3. Переведите автомат в режим R, зажмите тормоз, нажмите на газ, и дайте поработать машине в таком положении около минуты.
  4. Переключите автомат на D, тормоз, газ, и прогревайте еще около минуты.
  5. Только после этих мероприятий начинайте движение.

Как-то комментировать эти рекомендации – рука не поднимается. Скорее всего, тот, кто это писал под видом крайней необходимости – на машине с АКПП никогда не ездил. Ну а на то, что он знает, как устроена и работает автоматическая коробка передач, надеяться вообще не приходится.

Уважаемые владельцы автомобилей с АКПП – вы прогреваете так (или как-то похоже) свой автомат, и зачем? Напишите в комментариях под статьей. Очень интересно.

Езда на автомате в основных режимах

Теперь вкратце о том, как правильно ездить на автомате в основных режимах. Информация будет больше полезна для тех, кто ранее либо вовсе не водил автомобиль, решил перейти на автомат, либо уже перешел, но не получаются некоторые, казалось бы, элементарные приемы.

Режимы рассмотрены следующие:

  1. Как трогаться?
  2. Как ездить?
  3. Как останавливаться?
  4. Как парковаться?
  5. Какими ногами на какие педали нажимать?

Остановимся немного на каждом из этих вопросов.

Как правильно трогаться на автомате?

Чтобы начать движение на автомобиле с коробкой автомат, необходимо запустить, прежде всего, двигатель. Это понятно всем. Куда более важно знать, что запускать двигатель можно только в одном из двух режимов АКПП. Это может быть либо режим парковки, либо нейтральная передача. Нейтральный режим не стоит включать, если машина стоит на неровной поверхности, а вы по неопытности часто забываете о ручном тормозе.

Мотор запустили. Прогрев – по желанию или по предубеждениям. Здесь этот момент, тоже довольно спорный, рассматривать не будем. Чтобы начать движение вперед, нужно нажать на педаль тормоза, перевести АКПП в положение D, снять машину с ручника, отпустить педаль тормоза и плавно нажать на педаль газа. Обратите внимание, что начинать давить на газ следует только после того, как ощутите характерный толчок. До этого момента спешить трогаться не стоит, так как коробка еще, грубо говоря, не «настроилась» на работу.

Чтобы поехать не вперед, а назад, соответственно, переводим селектор АКПП на букву R. Далее все то же самое. Обратите внимание, что переключаться между режимами D и R следует только на полностью стоящем автомобиле, и с нажатой педалью тормоза.

Как ездить на машине с автоматической коробкой?

Если дорога ровная и сухая – все, что надо делать, та это работать педалью газа, а в случае чего – использовать педаль тормоза. Все остальное «сделает» автомат.

Если предполагается какой-либо нестандартный режим движения – при наличии соответствующих предустановок на селекторе АКПП смело ими пользуемся. Когда надо резко ускориться (при обгоне или для эффектного разгона со светофора), просто вдавите педаль газа в пол – автомат самостоятельно переключится на пониженную передачу, «отберет» у двигателя больше крутящего момента, а машина бодро устремится вперед.

Как тормозить на автомате?

Здесь все тоже проще пареной репы. Чтобы остановить машину на автомате, достаточно нажать на педаль тормоза, дозируя усилие в соответствии с дорожной обстановкой. Коробка самостоятельно будет сменять передаточные числа, а после остановки будет поддерживать автомобиль в режиме готовности к дальнейшему движению.

Если остановка предполагается не длительная, трогать селектор АКПП особой надобности нет.

АКПП и парковка

Если же машина ставится на парковку, то после остановки, не отпуская педаль тормоза, селектор нужно перевести в соответствующее положение. Дополнительно автомобиль фиксируется при помощи ручного тормоза. Также обратите внимание, что на крутых склонах не рекомендуется оставлять машину с включенным режимом парковки автомата, так как это может привести к ускоренному износу его деталей.

Работа с педалями – одна нога или две?

Этот вопрос имеет всего два ответа. Первый – нажимать на педали газа и тормоза нужно только одной – правой ногой. Аналогично делается и в случае с механикой, так как там левая нога занята педалью сцеплением. Второй ответ – на каждую педаль по одной ноге. Какой из них более правильный?

Естественно, первый. Причем, сразу по нескольким причинам. Во-первых, если вы до этого ездили на механике, то «переучить» свои ноги к новым действиям будет крайне сложно. Для некоторых эта задача вообще непосильна. Во-вторых, нажимая на педаль тормоза, часто необходимо точно дозировать усилие. Чтобы сделать это, нужно пяткой рабочей ноги упираться в пол. А держать левую ногу в таком положении крайне неудобно из-за расположения самих педалей, которые с завода устанавливаются из расчета на одну, правую, ногу. Есть еще причины, но они не столь существенны, потому о них не будем.

Автоматическая коробка и зима

Если автомобиль сравнительно старый, то его АКПП может быть не оснащенной соответствующим режимом. В таких случаях ездить зимой по снегам и гололедам придется с дополнительной осторожностью. В том числе, резко не нажимать на педали, а также заранее сбрасывать скорость перед маневром или поворотом.

В более современных автомобилях есть специальные режимы АКПП (и не только), позволяющие не попасть в ДТП, если нажимать на педали как попало. Если есть – не забывайте пользоваться.

АКПП в пробках и на светофорах

Здесь главный вопрос заключается в том, в какое положение переключать селектор АКПП во время простоев на светофорах и в пробках. Одни говорят, что ничего и никуда переключать не надо. Другие советуют ставить на нейтральную или паркинг, дабы не держать подолгу педаль тормоза. Правы и те, и другие. Но с некоторыми оговорками. В частности, если вы решили постоять в пробке на нейтральной передаче, учитывайте, что на неровной дороге машина может внезапно стронуться с места (как вперед, так и назад), и ударить того, кто спереди, или позади вас.

Ручной режим автоматической коробки передач

Этот режим, грубо говоря, превращает коробку-автомат в некое подобие механической трансмиссии. Разница только в том, что у вас по-прежнему не будет педали сцепления, так как коробка будет сама разъединять и соединять двигатель со своим механизмом, когда вы будете переключать желаемые передачи.

Преимуществ у данного режима, если он есть, конечно, несколько. Во-первых, вы более гибко сможете управлять имеющейся мощностью, если умеете это делать. Во-вторых, при грамотном использовании можно немного сократить расход топлива. В-третьих, если с автоматикой коробки что-либо случится, либо она начнет внезапно переключаться на неадекватные передачи, вы всегда сможете «взять бразды правления в свои руки».

Буксировка машиной (и машины) с АКПП и прицепы

Эти вопросы, по большому счету, в подробных ответах не нуждаются. Но упомянуть их, все же, стоит, так как вокруг них витает немало мифов и преувеличений. Например, встречаются мнения, что автомобили с АКПП, которые отказались ехать своим ходом, нельзя тянуть на буксире, а только везти на эвакуаторе…

Если кратко, то делается все это следующим образом:

  • Эвакуация. Прибегать к услугам эвакуатора придется только в тех случаях, если двигатель машины с АКПП не запускается, транспортировать ее надо более 50 км, либо в коробке что-то заклинило, и не включается нейтральная передача. В остальных случаях – запускаем двигатель, включаем нейтральную передачу и не спеша буксируем себе на здоровье.
  • Буксир. Тянуть какую-либо машину при помощи автомобиля с коробкой-автомат – тоже вполне можно. При этом нужно лишь учесть дополнительную нагрузку, которая «ляжет» на двигатель и АКПП. То есть, если есть какие-либо режимы, вроде спортивного или экономичного – использовать их в таких обстоятельствах не следует.
  • Прицеп. Примерно все то же самое. Прицеп на машине с автоматической коробкой возить не просто можно. Так все желающие и делают. Опять же, нужно соблюдать элементарные правила эксплуатации автомобиля и АКПП, а также не таскать перегруженные прицепы. Движение по сложным участкам осуществляется с включенными соответствующими «тяговыми» режимами коробки.

Кроме того, для всех более или менее современных автомобилей с АКПП производитель прилагает соответствующие инструкции относительно буксировки и езды с прицепами. Их надо заранее найти и изучить до того, как автомат откажет из-за дикого перегруза.

«Запрещенные» приемы при эксплуатации АКПП

В завершение кратко перечислим несколько вещей, которых на машине с автоматом делать не стоит:

  1. Не переключайтесь между основными режимами АКПП (D, R, P, N) во время движения автомобиля.
  2. Не оставляйте часто и надолго автомобиль с АКПП в режиме P без ручника, если площадка под колесами имеет значительный уклон. Активнее пользуйтесь ручным тормозом для этих целей.
  3. Несмотря на то, что АКПП многие называют необслуживаемым агрегатом, в обслуживании такая трансмиссия, все же нуждается. Сюда относится своевременная замена трансмиссионного масла соответствующей марки, а также регулярные проверки его уровня. Особенно стоит обращать внимание на уровень масла, если машина эксплуатируется со значительными нагрузками (бездорожье, горная местность, езда с прицепом и прочее).
  4. Агрессивная езда существенно сокращает ресурс и надежность АКПП. Особенно, если в ней не предусмотрены соответствующие режимы.
  5. Не используйте для движения с горки накатом нейтральную передачу. Это опасно как для вас, так и не полезно для двигателя.

Если вы опытный автолюбитель, и знаете, как правильно ездить на автомате, делитесь своими знаниями с начинающими в комментариях ниже.

Схожий материал

Как выбрать зимние шины. Выбирай лучшие и не переплачивай!

История шин Nokian / Нокиан

История шин Vredestein / Фредештайн

Основные типы мотоциклов и классификация

10 правил перехода с зимней резины на летнюю

Лучшая технология шумоизоляции дверей автомобиля

Как правильно настроить зеркала заднего вида на легковом автомобиле

Автомобиль бьет током при выходе – почему так происходит и что делать?

Почему не работает датчик дождя?

10 способов устранить запах в салоне автомобиля

Боббер как мотоцикл и символ

Можно ли «прикуривать» машину – 10 разных способов и возможные последствия

Как переключать передачи на механике

Передний или задний привод – объективное сравнение и распространенные мифы

Плюсы и минусы полного привода

Как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля

7 способов поднять клиренс автомобиля и стоит ли это делать

Что лучше – автомат или механика – бородатые мифы и реальность

Наверх